От редакции: Кто заработает на неграмотных запретах

Грамотное администрирование нужно всегда, а особенно в момент введения многочисленных бюрократических запретов. Особенно острой эта проблема стала сейчас, после введения продуктового эмбарго. Ведь это запрет массовый, касающийся всей страны, производителей и потребителей, и вызывающий последствия, абсолютно предсказуемые для экономической науки, но не вполне очевидные для правительства.

Первая проблема - непросчитанность самого решения, которое принималось впопыхах и сразу же требует исправлений, исключений и дополнений. Позавчера правительство исключило из перечня запрещенных к ввозу товаров семенной картофель, мальков лосося и форели, безлактозное молоко, лук для посева, биологически активные добавки и витамины. О том, что заменить их внутри страны нечем, отраслевые эксперты знали, а правительство - нет. В то же время российские рыбопереработчики, потерявшие из-за эмбарго доступ к импортному сырью, жалуются, что не запрещен импорт готовой рыбы: тут они проигрывают западным конкурентам. Значит, могут быть еще исправления. Это требует новой работы лоббистов и чиновников, «подвешивает» ситуацию в отраслях.

Росрыболовство обещает наладить поставки тихоокеанского лосося в центральную часть страны по железной дороге, субсидируя перевозки. Кроме субсидий придется потратиться на организацию фактически нового сектора рынка. Это касается не только рыбы: дефицит продуктов, развитие производства которых - дело не быстрое, придется компенсировать срочными административными мерами и переплатой за поставки из стран, не подпавших под санкции.

Следствие непросчитанности - появление вариантов обхода запрета. В первые дни после введения эмбарго Россельхознадзор рапортовал о перехватах партий запрещенных продуктов, следовавших через Белоруссию. Затем Аркадий Дворкович и Дмитрий Медведев стали говорить, что страны Таможенного союза могут поставлять в Россию продукцию, подпавшую под санкции, при условии переработки на своей территории.

Скачок цен на продовольствие, естественный в условиях резкого сокращения предложения, решено контролировать административно. Везде созданы штабы по контролю за ценами, следят за ними ФАС и прокуратура. Возможно, это потребует роста бюрократического аппарата. Пока же у чиновников просто прибавилось обязанностей. Уследить за всем они не смогут, и правоприменение будет избирательным.

Нельзя забывать и о коррупции. В индексе восприятия коррупции Transparency International 2013 г. Россия делит 127-135-е места среди 177 стран. Важен не только уровень: в России характер коррупции таков, что извлечение административной ренты здесь становится смыслом существования несовершенных правил. Исправления, исключения, обход запретов, наказания за нарушение - все это поводы для коррупции.

Сейчас, в состоянии войны санкций, власть принимает только тактические решения. Чиновники на местах тем более не имеют понятия о возможной стратегии. Желание заработать «как в последние времена» становится в этой ситуации невыносимым.