От редакции: Конвой иностранных дел

Россия намерена направить на юго-восток Украины вторую партию гуманитарной помощи. По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, Киев предупрежден. Лавров надеется, что «недоразумения» при прохождении первого конвоя будут устранены и новая колонна быстрее достигнет пунктов назначения. Демонстративное стремление повторить действия, вызвавшие негативную реакцию на Украине и на Западе, - тревожный сигнал.

Стремление Москвы направить второй гуманитарный конвой тем же путем, что прошел первый, - символ ее политики на Украине. Россия показывает, что намерена действовать прежним образом - в одиночку, продавливая решения, жонглируя терминами международного права и игнорируя мнения других заинтересованных участников процесса.

Первая колонна была сформирована в режиме спецоперации, без участия представителей Международного Красного Креста. Его представители, вопреки громким обещаниям России, в итоге не смогли поучаствовать ни в сопровождении по украинской территории, ни в распределении грузов в Луганске. Тем и другим, очевидно, занимались ополченцы.

Украине пришлось смириться с тем, что колонна прошла не через контролируемый официальными властями пункт пропуска, как предполагалось первоначально, а через КПП ополченцев. Возражения Киева и Запада о необходимости соблюдать нормы права были отвергнуты под смехотворным предлогом предотвратить порчу продовольствия (можно подумать, что в грузовиках находились скоропортящиеся продукты).

Отрицая нарушения международного права, российский МИД сослался на решение Международного суда ООН от 27 июня 1986 г., где указано, что гуманитарная помощь не может считаться незаконным вмешательством. Однако то же решение гласит, что законной считается только помощь, которая ограничена целями Красного Креста.

Аналогию вроде бы нельзя назвать удачной: рассмотренное международным судом дело касалось иска Никарагуа к США о возмещении убытков от действий поддержанных Вашингтоном антиправительственных группировок контрас. Суд признал, что США оказывали контрас не только гуманитарную, но и военную помощь, и наложил на США репарации. Впрочем, США их так и не выплатили. Если вспомнить, что многие свои внешнеполитические шаги в последнее время Кремль оправдывает тем, что «американцы тоже так делали - и ничего», то аналогия кому-то может показаться даже приятной.

Второй «гуманитарный конвой» после такого первого показывает неработоспособность нынешней системы международного права, слабость институтов, призванных контролировать его исполнение, отсутствие реальных механизмов достижения компромисса.