Мэтью Камински: Запад забывает историю, Путин ее повторяет

Лидеры США не могут толком ответить ни на одну войну Владимира Путина и только удивляются. Что Джордж Буш в августе 2008 г. говорил: «Такое поведение недопустимо в XXI веке», что госсекретарь Джон Керри в феврале 2014 г. заявлял: «Нельзя в XXI веке вести себя как в девятнадцатом».

Запад забывает историю, Путин ее повторяет. Кризис на Украине воскресил одно из самых старых противостояний в Европе - между автократией и либерализмом. Пару веков этот регион мучился «польским вопросом»: какая судьба ждет неуживчивый, стремящийся к независимости народ, живущий между Россией и Германией? Член ЕС и НАТО, Польша снята с политической шахматной доски. Вместо нее теперь Украина.

Когда в 1830 г. в Польше разгорелось восстание, Николай I писал: «Кто из двух должен погибнуть - так как погибнуть, видимо, необходимо, - Россия или Польша?» Перефразируя для времени Путина, выжить должен либо он, либо молодая демократия на Украине, но никак не оба.

При каждом кризисе в Польше европейские «реалисты» опасались нарушить баланс сил и предпочитали заключать соглашения с автократом в Москве или в Берлине. Одной из причин, кстати, были коммерческие соображения. Как писал историк Норман Дэвис, лидеры польского восстания 1863 г. безуспешно искали помощи в Европе и пришли к выводу, что Запад считает Россию «золотой жилой для капиталистов». Это к вопросу о нынешних спорах в ЕС о санкциях. «Реалисты» уверяют, что бурную реакцию Путина спровоцировало необдуманное расширение НАТО и ЕС. Но битвы российской автократии с разрушительным влиянием зарубежного либерализма куда старше. В 1968 г. СССР вторгся в Чехословакию, чтобы подавить Пражскую весну. В 1991 г. окружение Ельцина во главе с Руцким требовало силой удержать Украину в составе СССР.

Завязнув в ближневосточных проблемах, Вашингтон отдал украинский вопрос на откуп Германии. Если кто полагает, что договоренности между этими двумя странами принесут спокойствие Европе, он не разбирается в истории. После окончания холодной войны только те, кому повезло самому выбрать политическую систему и союзников, живут в Европе в мире и спокойствии. Украина хотела бы присоединиться к ним.

WSJ, 25.08.2014, Антон Осипов