Максим Трудолюбов: Чей страх страшнее

Россия целиком переключилась на отражение внешних угроз. Последствия этого перехода касаются всех.

Ресурсное государство можно представить как совокупность служб, созданных для нейтрализации угроз, полагает Симон Кордонский. В России по каждому виду угроз формируются неформальные корпорации, жизненно заинтересованные в сохранении ресурсного потока, а лучше - в его увеличении. «Члены таких корпораций должны преувеличивать угрозы или изобретать их», - пишет Кордонский («Классификация и ранжирование угроз», «Отечественные записки», № 53).

Если в таком государстве обостряется борьба за власть, то на первый план выходят вопросы безопасности. Игроки начинают раздувать подведомственные им страхи, чтобы получить больше ресурса. При этом некоторые угрозы продаются лучше других. Однополые браки, шпионские организации, революции, натовские ракеты - все это легко представить и упаковать для массового потребления. А может ли быть угрозой плохой инвестиционный климат? Отсутствие доступа к качественной информации? Отсутствие конкуренции во внутренней политике? Это тоже угрозы, но даже слова, которые их описывают, - слишком длинные. Угрозу инопланетной атаки легче объяснить, чем эти скучные абстракции.

Выигрывают в итоге те, у кого угрозы ярче и больше возможностей показать их по телевизору. Милитаризовать ресурсную страну гораздо легче, чем запустить благотворные самовоспроизводящиеся процессы развития.

Нынешний курс на изоляцию можно понять не как осознанную «большую стратегию», а как результат борьбы за власть: победили те, чьи угрозы лучше продаются. В каком-то смысле победил тот, кто испугался больше всех.

Но история этим не закончилась. Россия теперь заставляет соседей делать тот же выбор, что сделала сама: выбор между борьбой с угрозами и развитием.

И вот возникают планы новых баз НАТО и требования благополучных европейских стран защитить их. Им сделать выбор в пользу борьбы с военными угрозами труднее всего, ведь одно из их главных экономических преимуществ - возможность расходовать минимальные средства на оборону и безопасность.

Впрочем, наращивать расходы на оборону требуют от европейских стран американцы, уставшие нести основное бремя расходов на европейскую безопасность. Это будет главной темой натовского саммита в Уэльсе. По данным недавнего исследования фирмы HIS, за два последних года оборонные расходы стран - членов НАТО сократились на $93 млрд. Из крупных стран в последние годы быстро наращивали военные расходы только США, Китай и Россия.

Политики всех стран продают угрозы и получают за это ресурсы. Вообще, государства когда-то возникали и росли благодаря борьбе с угрозами. Но в наше время политики далеко не везде способны, испугавшись чего-то, быстро запустить процесс милитаризации и изоляции. У них просто нет такой возможности: есть предохранители в виде общества, бизнеса, медиа. В России все проще: захотел - сделал. В результате тот, кто испугался больше всех, заставил испугаться весь мир.