От редакции: Россияне боятся вести бизнес

Предпринимательство в России остается редким, непрестижным и высокорискованным занятием. Частная инициатива редко выживает в столкновении с агрессивным чиновничеством и негативным восприятием общества. Опубликованный вчера восьмой российский доклад в рамках «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM) рисует мрачноватую картину предпринимательского поведения населения.

По уровню предпринимательских намерений среди тех, кто еще не стал предпринимателем, Россия на последнем месте из 67 стран. 59,5% опрошенных считают условия для бизнеса в своем регионе неблагоприятными (противоположная точка зрения у 18,2%). Соотношение скептиков и оптимистов ухудшилось по сравнению с 2011 г. (53,6% против 33%) и близко к посткризисному 2010 году (62% против 17%).

Бизнес долго не живет. Всего 3,4% опрошенных в 2013 г. были бизнесменами со стажем более 3,5 года, а в 2007 г. - около 6%. Более половины вышедших из бизнеса не планируют пробовать еще раз. Это неудивительно - за последние два года доля респондентов, которых от открытия бизнеса удерживает «страх провала», выросла с 53,6 до 59,5%. Еще пятью годами раньше несмелых было всего 39%.

Несмотря на все это, в 2013 г. число начинающих предпринимателей в России достигло 5,8% (от числа опрошенных). Это самое высокое значение показателя с 2006 г. (в 2012 г. - 4,3%).

Дело не в слабом предпринимательском потенциале населения России, а в том, что он не может реализоваться. Как выяснил два года назад по заказу ЦМИ Сбербанка Центр Юрия Левады, проявить предпринимательскую инициативу в принципе готова четверть горожан. В основном это молодые образованные люди. Однако их инициативы и ценности (активность, готовность к риску) могут реализоваться лишь при наличии архаичных каналов личных знакомств и связей. Отторгает предпринимателей и государство, встречая их административными барьерами и бюрократией и воспринимая как дойных коров.

Свежий опрос Центра Левады показывает, что подавляющее большинство респондентов (74%) уверены: без опеки государства они не выживут. При этом относительное большинство считает богатство чем-то неприличным, заранее подозревая бизнес в нечестности и неблаговидных действиях. В такой ситуации каждый начинающий предприниматель и те, кто удерживается в бизнесе несмотря ни на что, - герои.