Александр Губский: Как Ferrari переживет уход легенды

В июле, прощаясь с президентом Ferrari Лукой ди Монтедземоло в Маранелло, мы договаривались вновь встретиться в штаб-квартире компании в декабре, когда будет открываться новый техцентр гоночной команды Scuderia Ferrari, а через пару лет сделать новое большое интервью. Но на прошлой неделе пришло неожиданное известие об отставке ди Монтедземоло: официально он покинет свой пост 13 октября, когда FCA Group, новая компания, образовавшаяся после слияния Fiat и Chrysler, разместит свои акции на NYSE.

Лука Кордеро ди Монтедземоло без преувеличения легенда в истории Ferrari и ее материнской компании Fiat. Бывший президент Cinzano и председатель оргкомитета чемпионата мира по футболу 1990 г., начинавший работать еще с Энцо Феррари в 70-х, был призван патриархом Fiat Джованни Аньелли спасать умирающую Ferrari в 1991 г. Ди Монтедземоло с блеском справился с поставленной задачей. Ferrari при нем превратилась в настоящий глобальный бренд - один из самых сильных на планете, в разы увеличила продажи и прибыль, после 15 безвыигрышных лет в гонках Formula 1 восемь раз завоевала «Кубок конструкторов» в самом престижном автомобильном чемпионате. Это было совсем не просто. «[В какой-то момент] я даже начал думать, что пришел слишком поздно», - признавался ди Монтедземоло в одном из интервью «Ведомостям».

Вклад ди Монтедземоло в успех Fiat (председателем правления которого он являлся с 2004 по 2010 г.) тоже неоценим: достаточно сказать, что именно он свел гендиректора Fiat Серджио Маркионне с владельцами инвестфонда Cerberus, владевшего на тот момент компанией Chrysler, Fiat договорился о покупке Chrysler, сегодня именно Chrysler делает группу прибыльной и станет локомотивом при будущем IPO.

После сделки с Cerberus ди Монтедземоло покинул пост в Fiat (его занял подросший внук Аньелли, Джон Элканн) и сосредоточился на руководстве Ferrari. Последние решения ди Монтедземоло в Ferrari также заслуживают превосходных оценок: ограничение производства 7000 машин в год, чтобы повысить эксклюзивность марки (при этом компания начала зарабатывать еще больше, а Ferrari 250 GTO Berlinetta 1962 года выпуска в августе этого года была продана с аукциона за $38 млн и сместила Mercedes-Benz с трона самого дорогого автомобиля в мире), ребрендинг магазинов Ferrari Store, запуск премиальной линейки одежды и аксессуаров Pr1ma (для руководства этим направлением был приглашен бывший гендиректор Brioni)...

В то же время ди Монтедземоло был настоящим патроном для своих сотрудников - при этом маркизе, никогда своим титулом не пользующимся, в Маранелло были перестроены все производственные цеха, за исключением конторы руководства: мне хватает и этого, а у работников, которые создают лучшие автомобили в мире, должны быть и лучшие условия труда, объяснял ди Монтедземоло. Когда в 2001 г. Сильвио Берлускони предложил ди Монтедземоло уйти из Ferrari и стать министром в его правительстве, письма с просьбой остаться написали ему 400 из тогдашних 2000 работников Ferrari.

И вот теперь ди Монтедземоло уходит. В ставших явными спорах ди Монтедземоло и Маркионне о стратегии FCA Group и Ferrari владельцы приняли сторону второго: ди Монтедземоло настаивал, что Ferrari должна сохранить автономию и остаться итальянской компанией, но с Ferrari в составе группы акции FCA будут оценены намного дороже. Кресло ди Монтедземоло в Ferrari займет сам Маркионне, который уже заявил, что компания должна увеличить выпуск до 10 000 машин в год.

В современной истории автопрома есть пример, когда легендарная марка не заметила (как минимум в краткосрочной перспективе) замены своего харизматичного босса и встраивания в иерархию большой группы: речь идет о Porsche, лишившейся в 2009 г. в результате противостояния акционеров своего гендиректора Венделина Видекинга и ставшей «девятым брендом» Volkswagen Group. Как-то переживет Ferrari потерю своего босса и смену стратегии?