Мария Эйсмонт: Зачем нужна база фальшивых диссертаций

Член «Единой России» Ирина Ильичева представила в избирком диплом кандидата педагогических наук, который имеет все основания считаться фальшивкой. Следов самой диссертации найти не удалось ни в одной библиотеке, а документ заверен печатью организации, прекратившей существование за несколько лет до защиты. В итоге Мосгорсуд накануне единого дня голосования постановил убрать со сводного информационного плаката о кандидатах строчку об ученой степени Ильичевой.

Случись подобное в любой демократической стране, где карьера политика напрямую зависит от его репутации, Ильичева была бы осмеяна, возможно, даже изгнана из партии и вряд ли имела бы политическое будущее. Но дело происходит в России, а потому Ильичева выигрывает выборы, становится депутатом столичного парламента, продолжает руководить общеобразовательной школой, а скандал с диссертацией предпочитает никак не комментировать. Молчит и Владимир Платонов, многолетний глава столичного парламента, чья диссертация вызвала большие вопросы из-за масштабных заимствований.

Отсутствие реакции политика на разоблачение вольным сетевым сообществом «Диссернет» - типичная картина. Десятки уличенных в плагиате депутатов, министров, губернаторов и мэров крупных городов, прокуроров и судей по-прежнему занимают свои должности и именуются кандидатами и докторами наук. Скандалы с диссертациями становятся менее масштабными - общество привыкает к такому фону, да и знаменитости заканчиваются. Но именно сейчас становится видно, как за неполных два года своего существования из волонтерской инициативы «Диссернет» превратился в настоящий институт гражданского контроля в сфере злоупотреблений в научной среде.

Организация сильна не только отсутствием юридического лица, которое можно разорить, и офиса, куда можно нагрянуть с проверкой, но и наличием сети добровольцев, связанных друг с другом общей мотивацией.

Олег - молодой ученый-физик, живущий и работающий в Германии, ежедневно тратит в среднем час, скачивая тексты диссертаций с сервера РГБ и заливая их на сервер «Диссернета», откуда эксперты разберут их по кусочкам на анализ. «Я просто хочу сделать свою часть работы, успокоить свою совесть и все, - говорит он. - Я живу за рубежом, мне довольно хорошо, у меня перспективы роста, но я чувствую связь с этой страной и хочу помочь. Мне обидно за Родину». Олегу не так интересны политики или чиновники, как ведущие сотрудники университетов: вот кто настоящее зло, считает он, ведь они называют себя учеными.

26-летний Антон, биофизик из Санкт-Петербурга, никогда лично не встречался с Олегом из Германии, но занимается тем же самым - по полчаса в день скачивает тексты чужих диссертаций, готовя их сначала для программной, а затем для экспертной обработки. Говоря о своей мотивации, он тоже использует выражение «успокоить совесть»: «Я не смогу тут жить, не зная, что я постоянно что-то делаю, чтобы попытаться нормализовать ситуацию».

Когда в России «нормализуется ситуация», сегодня не знает никто. Зато все знают, где (когда это случится) будет лежать аккуратно собранная и отсортированная информация об уличенных во вранье и подлоге.