Михаил Оверченко: Удержит ли Pimco инвесторов

Билл Гросс, директор по инвестициям Pimco, - один из самых известных финансистов в США и даже в мире. Он основал Pimco в 1971 г., превратил в одну из крупнейших управляющих компаний (активы - $1,97 трлн), сделал инвестиции в облигации доступными для массового инвестора. До пятницы он управлял крупнейшим фондом облигаций в мире - Pimco Total Return с активами на $222 млрд. Гросс часто появлялся на телевидении и писал статьи в финансовых изданиях, высказывая мнение о ситуации в экономике, на рынке облигаций и по другим финансовым вопросам. Именно руководители Pimco зимой 2008-2009 гг. сформулировали ставшую популярной концепцию «новой нормы»: они полагали, что медленный экономический рост и высокая безработица в США и ряде других развитых стран - не временное явление, а новая реальность, которая может продлиться долго.

О влиятельности Гросса и Pimco говорят и такие факты: несколько лет назад регуляторы США рассматривали вопрос, можно ли считать инвестиции Pimco на рынке казначейских облигаций США манипулированием, ведь огромные позиции компании могли влиять на котировки (расследование не получило развития). В пятницу, когда стало известно об отставке Гросса (другие топ-менеджеры компании устали терпеть его агрессивное поведение), рынок 10-летних казначейских облигаций нервно потряхивало: его участники пытались понять, как может измениться инвестиционная стратегия Pimco.

Популярность Гросса и его компании была во многом основана на том, что фонд Pimco Total Return в течение даже не лет, а десятилетий стабильно показывал одни из лучших результатов в своем секторе. В 2008 г. доход фонда составил 4,32%, убытки же многих управляющих исчислялись десятками процентов. Однако с мая 2013 г. инвесторы вывели из фонда Гросса более $65 млрд, а в пятницу - еще $10 млрд. Morningstar оценивает предстоящий отток в «десятки, если не сотни миллиардов». Руководители Pimco изо всех сил пытаются удержать клиентов, проводя многочисленные встречи и обзвоны.

Интересно, что причины вывода инвесторами денег до пятницы и после - прямо противоположные. В последние годы Гросс показывал плохие результаты, но отток средств после объявления об отставке обусловлен скорее нежеланием держать их в фонде после ухода культового управляющего (акции компании Janus Capital, где Гросс теперь будет управлять небольшим фондом, подскочили в пятницу на 45%).

Но в конечном счете для инвесторов все (или почти все) определяется доходностью. И поэтому у Pimco есть шансы их удержать. Ведь если за последний год фонд Гросса был в 75-м процентиле по доходу среди всех фондов этого сектора (лучший результат - у фондов в первом процентиле), то фонды Pimco Income и Pimco Dividend and Income Builder Дэниела Айвасина, который сменил его на посту директора по инвестициям, - в 9-м и 11-м процентилях. Как отмечает Дэвид Фуллер, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money, неизвестно, был бы Гросс столь же успешен, если бы его работа с облигациями не пришлась на период более чем 30-летнего «бычьего» рынка, который, по мнению многих аналитиков, заканчивается.