От редакции: Идеальная вербальная интервенция в поддержку рубля

Российские власти провели почти идеальную словесную интервенцию в поддержку рубля. Начал из Пекина Владимир Путин: Россия не будет ограничивать движение капитала и наращивать госдолг. Это позволит без экстраординарных мер закончить «спекулятивные прыжки» российского рубля. Следом руководители Центробанка заявили, что паника на валютном рынке спровоцирована решительно всеми: экспортеры могут придерживать продажу валютной выручки, импортеры - закупать ее впрок, вдобавок в игру на понижение рубля включились банки и население.

Затем ЦБ объявил, что валютного коридора для доллара и евро больше не будет и от валютных интервенций ЦБ отказывается. Но обещает выходить со значительными интервенциями, чтобы сбить ажиотажный спрос в любой момент, когда ситуация на рынке будет угрожать финансовой стабильности страны. И заодно ограничит предоставление банкам рублевой ликвидности, чтобы эти деньги не использовались для игры против рубля. В октябре ЦБ потратил на безуспешные интервенции $30 млрд, а всего за январь - сентябрь международные резервы ЦБ снизились на 15,9% с $509,6 млрд до $428,6 млрд.

После этого каждая целевая аудитория получила свой «месседж». Министр финансов Антон Силуанов, назвавший решение отпустить рубль правильным, но запоздалым, пообещал крупным экспортерам поддержку, если у них возникнут проблемы с обслуживанием кредитов. А ВТБ и другим крупным банкам Минфин посулил докапитализацию за счет ФНБ.

Всем было сказано: «Успокойтесь» - и все успокоились. Курс рубля стал расти, и к вечеру он стоил на Московской бирже около 45,6/$1 - примерно на 1 руб. дешевле, чем накануне. Под вечер, уже встречаясь с директором МВФ Кристин Лагард, Путин пообещал, что валютные спекулянты будут наказаны. Но не уголовно, а деньгами: опрометчивая ставка на дальнейшее ослабление рубля приведет к потерям.

Экономически и с точки зрения PR власти вчера сделали все правильно. Можно было предпринять примерно те же шаги раньше, тогда было бы потеряно меньше резервов. Но нынешние потери несопоставимы с потерями 2008-2009 гг. Теперь валютным спекулянтам играть против ЦБ (занимая короткую позицию) бессмысленно: когда-нибудь ЦБ выйдет со своими миллиардами на валютный рынок и накажет рублевых пессимистов, но когда это произойдет - неизвестно. Повышенная волатильность на рынке, конечно, сохранится, но исходя из фундаментальных факторов рубль сейчас должен стоить 42-46/$1, а никак не 48-50, считает большинство аналитиков. Насколько хватит нынешней вербальной интервенции, никто не скажет. Усмирится ли волатильность на рынке, будет зависеть от политических новостей и решимости ЦБ выходить с интервенциями в критические для рынка моменты.