От редакции: Россия требует гарантий

После неудачного саммита G20 в Брисбене Кремль посылает США и Европе сигналы, объясняющие принципы, на которых он готов нормализовать отношения и ослабить напряженность.

Владимир Путин на встрече с активистами ОНФ заявил, что США хотят «подчинить нас своему влиянию», но это никогда не получится. США подчиняют влиянию своих союзников, которые не в состоянии не то что отстаивать, но и понять собственные национальные интересы. На вручении верительных грамот послами президент выразил готовность сотрудничать с США и подчеркнул: «Россия и США несут особую ответственность за поддержание международной безопасности и стабильности, за противодействие глобальным вызовам».

Это две стороны одного кремлевского представления об устройстве мира: Россия - главный соперник США и от их договоренностей зависит все остальное.

Подробнее о позиции Кремля в украинском конфликте рассказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в интервью BBC. Из его слов следует, что Россия не могла оставаться нейтральной после госпереворота на Украине, срежиссированного Западом. Были затронуты российские национальные интересы, и Россия будет отвечать, в том числе увеличивая напряженность. Условие, способное удовлетворить руководство России, - «стопроцентная гарантия того, что ни одна страна не думает о том, чтобы Украина вступила в НАТО».

Здесь возникает вопрос: что это должна быть за гарантия? Представитель НАТО Оана Лунгеску напомнила вчера о том, что Украина в 2010 г. приняла решение о внеблоковом статусе и с тех пор не меняла позиции. Вероятно, этого недостаточно для Кремля.

Как знать, может быть, это путь для дипломатических достижений. Но пока заявления Москвы выглядят двусмысленно.

Во-первых, Украина не должна искать защиты в НАТО, несмотря на то что Россия присоединила часть ее территории с использованием войск.

Во-вторых, Россия по-прежнему дает понять, что не считает Украину полноценным независимым государством и стремится контролировать ее внешнюю политику, тем самым подрывая тезис о внеблоковом статусе.

Странно выглядит и попытка получить гарантии от Брюсселя, при том что подобные решения принимаются коллегиально, а устав НАТО запрещает принимать в альянс страны с нерешенными территориальными спорами.

Нынешние заявления официальных лиц отражают понимание Кремлем принципов международной политики. Там мыслят категориями первой половины XX в. о праве ключевых держав разделить мир на географические сферы влияния, в которых лидеры должны получить свободу рук. Россия считает, что она по-прежнему лидер, а страны бывшего СССР, в том числе Украина, входят в сферу ее интересов.