Игорь Цуканов: Колбасный конфликт на границе

Россия повела себя неприлично, запретив многим [белорусским] предприятиям поставку продовольственных товаров на территорию РФ. Россия пошла на нарушение всех <...> договоренностей, которых мы достигли в Таможенном союзе», - возмутился на днях президент Белоруссии Александр Лукашенко (цитата по «Интерфаксу»).

В августе российские власти решили дать адекватный ответ странам ЕС, США, Австралии и Норвегии, которые ввели санкции против России, и запретили ввоз продовольствия из этих стран. Эффект оказался мощнее, чем было задумано. Выяснилось, что эмбарго на заграничные продукты проще объявить, чем выполнить, учитывая отсутствие у России реальной таможенной границы с Белоруссией.

В сентябре, по данным белорусской таможни, ввоз в эту страну молочных продуктов из стран дальнего зарубежья вырос к уровню годичной давности в 117 раз, а их экспорт в Россию почти не изменился. Россельхознадзор выявил, что по крайней мере в некоторых случаях «санкционное» продовольствие оформляется как следующее через территорию России транзитом - например, в Казахстан (с которым у нас, как и с Белоруссией, нет таможенной границы), на деле же выгружается где-нибудь в Смоленской области. Еще на прошлой неделе надзорный орган объявил, что будет досматривать фуры с продуктами из Белоруссии. Но досмотром проблему не решишь: одно дело, если под видом белорусского товара машина везет испанские апельсины или нидерландские яблоки, - а если у водителя действительно транзитные документы? Не станешь же сопровождать его до самой границы с Казахстаном.

Для верности Россельхознадзор попросил Белоруссию отменить все разрешения на транзит по ее территории продовольствия, предназначенного для поставки в другие страны через Россию. А чтобы эта просьба была выполнена, еще и временно запретил ввоз в Россию мясо-молочной продукции 19 белорусских предприятий - в них своевременно обнаружились «запрещенные и вредные вещества». Все это не на шутку обидело белорусского президента - правда, после вчерашней встречи вице-премьера Михаила Русого с российскими коллегами накал страстей поутих: претензии к четырем заводам до 10 декабря вроде бы договорились урегулировать.

Много ли потеряет Белоруссия от ограничений, наложенных Россией? Сомневаюсь - учитывая, сколько она уже успела заработать в роли торгового посредника между Россией и странами Запада. Много ли выиграет Россия, прижав импорт из Белоруссии? Тоже сомневаюсь. Цены в магазинах еще вырастут. А запрещенные яблоки и колбасу как ввозили, так и будут ввозить - под видом сербских, например.