Андрей Бабицкий: Рождественская история

В экономическом кризисе трудно найти положительные стороны, большинству жителей страны происходящее сейчас не сулит ничего хорошего. Но нынешние неурядицы российской экономики - это и хорошая новость. Благодаря коллапсу рубля и панике на рынке мы знаем, что жители России все-таки ценят человеческие радости вроде потребления выше, чем безжалостные имперские абстракции.

Общественный договор, каким бы сомнительным он ни выглядел, все еще работает. Политическая безответственность возможна только до тех пор, пока растет уровень жизни. Населению страны не пришлось даже напоминать об этом власти, выходя на многотысячные митинги, - обе стороны контракта тихо согласились, что он еще действует. Эскалация на Украине нам не по карману. Официальные высказывания МИДа до и после того, как доллар пересек отметку в 50 руб., написаны как будто разными людьми.

Журналисты Bloomberg выяснили, что в феврале высокие функционеры собирались в Кремле, чтобы обсудить, выдержит ли национальная экономика аннексию Крыма и последующие осложнения во внешней торговле. Решили, что выдержит, - и просчитались. Хорошо, что ошиблись. И вдвойне хорошо, что ошибся летом автор этой статьи, решивший, что санкции не сработают. Тогда казалось, что политического ресурса власти хватит, чтобы вести полномасштабную войну.

Санкции, конечно, могли не дать результата. Так случилось, что собственные проблемы крупного бизнеса и госкомпаний наложились на международную изоляцию, что цены на нефть рухнули, а волхвы из ОПЕК отказались снижать добычу, что нельзя было сдержаться и не национализировать «Башнефть». Но благодаря всем этим событиям нам удалось вспомнить, что мы все-таки люди из плоти и крови, а не дроиды империи.

Полгода назад всерьез казалось, что ради войны население России готово отказаться от низменных радостей, что версальское помутнение, тоска по величию и идеологический вакуум заставляют людей забыть о собственной корысти. Банкротящиеся туристические агентства, продуктовые контрсанкции и первый рост цен на предметы первой необходимости прошли почти незамеченными. Больше 80% населения поддерживало внешнеполитический курс Кремля. Нет ничего страшнее такой картины даже с точки зрения экономики. Люди, готовые отказаться от торговли и благополучия ради кровавых миражей, больше теряют от упущенных выгод и нереализованного роста, чем от всех санкций на свете. Хорошо, что летние впечатления оказались обманчивы.

Уходящий год запомнится не кризисом - в новейшей истории России кризисов хватило бы на несколько учебников. Он запомнится тем, что наша страна стала спонсором ужасного кровопролития на братской земле. Если внешнеполитический курс будет меняться вместе с обменным, как это происходило в последние дни, значит, к новогодним праздникам есть шанс вздохнуть с облегчением. Если не война, то массовое кровопролитие могут закончиться. Шансов на это немного, но теперь они есть. Это куда важнее курсовых потерь. В хорошей рождественской истории бедность не мешает свершиться справедливости и поверить в чудо.