Статья опубликована в № 3742 от 22.12.2014 под заголовком: Res publica: Культурная экономика музея

Дарья Димке: Культурная экономика музея

Эрмитаж обеспечивает Санкт-Петербургу почти полмиллиона туристов в год
Замир Усманов / ТАСС

Считается, что культура (в частности, музеи) требует серьезных расходов и ложится тяжелым грузом на бюджет страны. Основной источник финансирования для этой сферы - государство. 78% финансирования Эрмитажа (в этом году отмечает 250-летие) за 2009-2013 гг. поступило из федерального бюджета (21% - доход от деятельности музея, 1% - частные пожертвования). В 2013 г. федеральный бюджет выделил Эрмитажу 4,8 млрд руб., а его собственные доходы составили 935,6 млн руб. Значит ли это, что мнение об убыточности культуры вполне обоснованно? Нет, такой подсчет не учитывает монетарные эффекты, которые опосредованы наличием в городе музея такого класса. Эти эффекты проанализированы в недавнем исследовании, проведенном Европейским университетом в Санкт-Петербурге (ЕУ СПб) при поддержке Газпромбанка.

Чтобы подсчитать монетарный эффект от культурных институтов, т. е. оценить их экономическую роль и приносимую ими прибыль, нужно учитывать, что доход в данном случае может быть не только прямым (прибыль от продаж), но и опосредованным. Музеи, как и прочие культурные институты, помимо традиционных культурных ролей (просвещение, образование и т. д.) играют важную экономическую роль. Они привлекают туристов. По данным Росстата, ежегодно Санкт-Петербург принимает около 3 млн туристов, из них треть посещают Эрмитаж.

Туристы платят за билеты и сопутствующую культурную продукцию, но экономический эффект в целом этим не ограничивается. Туристы, приехавшие познакомиться с коллекцией Эрмитажа, тратят деньги не только на посещение музея. Следующий виток городских доходов - прибыль, полученная гостиницами, ресторанами, транспортом, магазинами и т. д. (косвенный эффект). В свою очередь горожане, рабочие места которых не в последнюю очередь обеспечивает туристический поток, тоже тратят свои доходы в городе или регионе - это мультипликативный эффект. Чтобы рассчитать экономический эффект культурного института, нужно сложить прямой (продажи, зарплата, ремонт и строительство помещений и т. д.), косвенный (сопутствующие траты туристов) и мультипликативный (доходы местных жителей, связанные с туризмом) эффекты.

Но действительно ли Эрмитаж является тем объектом, который притягивает в город большое количество туристов (обеспечивая косвенный и мультипликативный эффекты)? В какой мере именно музей, а не другие составляющие городского пространства создает этот виток доходов, какова роль музея в экономике города? Исследование показало: 8,5% туристов «определенно отложили бы поездку» в Санкт-Петербург, если бы Эрмитаж по каким-либо причинам не работал, а 6,3% «возможно, отложили бы поездку». Из этих данных следует, что Эрмитаж обеспечивает Петербургу около 15% туристов.

Ежегодно Эрмитаж, согласно его статистике, посещает почти 2 млн человек, из которых почти 923 000 - иностранные туристы и более 1 064 000 - из разных регионов России. Согласно расчетам, сделанным в исследовании ЕУ СПб, наличием Эрмитажа обусловлено 27% из общей суммы расходов иностранных и иногородних туристов. Сумма косвенного экономического эффекта музея для города и региона превышает 17 млрд руб. в год. Если сложить его с прямым эффектом, то получается, что ежегодно в 2009-2013 гг. Эрмитаж приносил городу 20,5 млрд руб. А если добавить мультипликативный эффект, то суммарный ежегодный экономический эффект в 2009-2013 гг. составил в среднем 46-51,2 млрд руб.

Роль Эрмитажа в экономике города при подсчете совокупного экономического эффекта сравнима с ролью крупнейших музеев мира. Так, экономический эффект Лувра в 2006 г. составил $1,1-1,7 млрд. С учетом этих цифр сумма, ежегодно выделяемая музею из федерального бюджета, не кажется слишком большой. Представление, что культурные институты по определению приносят городам убытки, не соответствует действительности.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать