Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 3748 от 13.01.2015 под заголовком: От редакции: Плохой победный год

От редакции: Плохой победный год

Е. Разумный / Ведомости

Итоговые опросы россиян, посвященные оценкам 2014 г. и ожиданиям от 2015-го, показали серьезный рост пессимизма. Среди респондентов фонда «Общественное мнение» доля негативных оценок 2014 г. для страны (39%) по сравнению с 2013-м превысила не только долю позитивных (18%), но и долю нейтральных (36%). Такое было только в 1996, 1998, 1999 и 2009 гг. То же самое и в ожиданиях от 2015 г.: доля пессимистов вышла на первое место, как в 1994, 1998 и 2008 гг.

Отвечая на вопрос «Левада-центра», 57% посчитали 2014 г. труднее для страны, чем 2013-й (легче - 12%, таким же - 31%). Тоже редкое распределение, характерное для кризисных 1990-х и 2008-2010 годов. «Лихие 90-е», от которых Владимир Путин привык отталкиваться в своем пиаре, догоняют его то с одной, то с другой стороны.

Кажется странным, что год окончательного вставания с колен, победы на Олимпиаде, присоединения сакрального Крыма и возвращения статуса великой державы граждане сочли скорее плохим, чем хорошим. Причем если опрос «Левада-центра» проводился 19-22 декабря, т. е. после резкого обвала рубля, то опрос ФОМа - 14 декабря, ровно накануне черного понедельника.

По данным ФОМа, 2012 год можно назвать пиком нормы - больше всего респондентов считало ситуацию стабильной и для страны, и для себя. С тех пор доля нормы и оптимизма снижалась, а доля пессимизма неуклонно росла. В личных ожиданиях от 2015 г. доля оптимистов все же больше: граждане просто «верят в лучшее», ждут событий в семье и т. д. Наоборот, пессимизм связан с общественными ожиданиями: упадком экономики, снижением уровня жизни, ростом безработицы.

Понятно, что именно экономика снизила оценку и что скорого подъема ждать не приходится (даже гадания Путина на пресс-конференции дают «года два»). Однако, как отмечают социологи, негатив не переносится на власть: рейтинг доверия президенту на прежнем высочайшем уровне.

Алексей Левинсон из «Левада-центра» считает, что не только пропаганда из телевизора поддерживает у граждан высокий уровень политической мобилизации после Крыма, но и сами граждане нуждаются в постоянном внешнем подтверждении своей позиции. Так человек постоянно ищет новые оправдания своему поступку, чтобы избежать осознания неправоты.

В этом смысле россияне пока что готовы платить за Крым ухудшением своего уровня жизни - осознания ответственности еще нет. Вина за лишения будет переноситься на коварный Запад (см. статью на стр. 03), мигрантов или спекулянтов-бизнесменов. Тем не менее это уже инерция мобилизации, по мере ухудшения экономической ситуации пропаганда будет все менее эффективна.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more