Константин Симонов: Путин задабривает элиту
В конце 2014 г. мы cмогли лицезреть довольно необычное явление - Путин словно сошел c популярной майки с надписью «самый вежливый из людей». Еще от послания ожидали довольно жестких установок, но ничего драматичного там не было. Потом нагнетали страсти перед годовой пресс-конференцией, тем более что она прошла через считанные дни после обвала рубля. И опять спокойствие. Набиуллина, оказывается, ни в чем не виновата. Сечин - эффективный менеджер. Все работают хорошо, есть просто объективные трудности. Это несколько напоминает диалог Чичикова с Маниловым - когда во время обсуждения городских чиновников выясняется, что все они достойные и дельные люди.
Путин явно задабривает элиту: не пугайтесь, людоедства и постоянного разоблачения заговоров не будет. Даже Евтушенкова прямо из-под домашнего ареста пригласили на встречу бизнеса с Путиным и на кремлевский новогодний прием. Компанию, правда, не отдали, но все равно шаг весьма показательный.
В период санкционного давления, когда Запад активно склоняет российскую элиту к предательству президента, ее позиция имеет серьезное значение. Путин борется за ее лояльность, на практике отказываясь от пресловутой национализации элиты, пока остающейся красивым лозунгом. Хотя без этой самой национализации политическому режиму непросто будет справиться с внешним прессингом.
Ситуация все же странная. Нам говорят про экономическую войну. Но элиту на войну пока не призывают. Никто не заставляет возвращать детей, продавать активы на Западе. Представители элиты, правда, дают слезные интервью, но от них вопросов становится еще больше. Рассказывают про личные драмы - у кого на чужбине остался сын, у кого семья с лабрадором. При этом ни сына, ни лабрадора домой не возвращают.
Нет, здорово, что Россию не превращают в осажденную крепость. Однако тут как минимум две проблемы. Первая - отношение простых россиян к ситуации, когда элита не занимается хотя бы показным самоограничением. Вопрос о Юпитерах и быках в нынешней внешнеполитической ситуации встанет с новой остротой.
Вторая - инвестиции. В прошлом году отток капитала составил примерно $130 млрд. Не вернете деньги - рецессии не преодолеете. Пока Путин действует силой убеждения. Главный аргумент - россиян на Западе начнут активно преследовать и лучше добровольно выбрать меньшее из зол. Но это может и не сработать. Еще в 2002 г. Путин говорил про «замучаетесь пыль глотать». Но пока глотают, даже в условиях почти года под санкциями.
Выбор традиционен. Либо переходить к кнуту, либо к прянику. Если Путин и дальше будет вежливым, тогда нужна приманка. Она только одна - государственная собственность. Только под нее и можно добиться возврата капиталов без принуждения. Понятно, что тут есть одна серьезная заковырка. Очень трудно разделить госсобственность конкурентным путем без межклановых разборок. Которые могут разрушить систему, находящуюся под внешним давлением. Так что задача тонкая - впору привлечь для ее решения какой-нибудь суперкомпьютер.