От редакции: Что изменилось после обстрелов Мариуполя

Обстрел Мариуполя может стать поворотной точкой в развитии ситуации на юго-востоке Украины. Россию продолжают призывать прекратить поддержку сепаратистов. Но западный мир перестает верить ее словам. В глазах мирового сообщества Россия рискует оказаться одним из главных спонсоров терроризма.

Реакция на обстрел Мариуполя несколько выходит за рамки дежурных призывов к России, которыми сопровождались прежние обострения ситуации в регионе. ОБСЕ, долго не замечавшая присутствия на юго-востоке Украины российских военных и техники, сейчас быстро установила, что обстрел велся с подконтрольной сепаратистам территории. Генсек ООН Пан Ги Мун призывает Россию прекратить поддержку боевиков и уважать международные обязательства. Генсек НАТО Йенс Столтенберг говорит о политической, финансовой и прямой военной поддержке Россией сепаратистов (наземная техника, командные системы, передовые зенитно-ракетные комплексы, системы залпового огня и радиоэлектронной борьбы). И США, и ЕС готовят новые санкции.

В Совбезе ООН Россия заблокировала резолюцию с осуждением террористов - Великобритания настаивала на упоминании высказываний лидера самопровозглашенной ДНР Александра Захарченко, Россия категорически отказалась. Совбезу ООН не удается достичь согласия с начала кризиса.

Мирный процесс, казавшийся реальным в конце декабря, провалился. Какие разговоры о мире, если ДНР хочет расшириться до административных границ Донецкой области? Основной проблемой стало желание Москвы сделать сепаратистов стороной переговоров. Москва продолжает работать над легализацией ДНР и ЛНР.

За последние дни сначала Сергей Лавров, а потом и Владимир Путин впервые публично назвали очаг конфликта донецкой и луганской «народными республиками». Политолог и член Общественной палаты Сергей Марков рисует план действий так: после освобождения Новороссией Мариуполя реакция Запада будет жесткой. Когда освободят Славянск - совсем жесткой. Взятие Харькова и Одессы заставит противников вести переговоры с учетом российских интересов, санкции отменят, власть в Киеве падет, и Украина станет федеративной - в обмен на отказ от взятия Киева. Похоже, подобный сценарий в голове не только у Маркова.

Усиление позиций сепаратистов призвано добиться от Киева согласия на признание самопровозглашенных республик. Оставшись внутри Украины с правами широкой автономии, они смогут дестабилизировать ситуацию во всей стране. Другой вариант - их отделение от Украины, но с сохранением прозрачной границы. Оба варианта позволяют держать ситуацию в напряжении и добиться исходной цели - заблокировать дрейф Украины в сторону западного мира.