Петр Померанцев: Стратегия безумца - провокация против Запада

Действия Москвы неплохо объясняются никсоновской «стратегией безумца» (стратегия игры на обострение, осознанно применявшаяся в 1969-1974 гг. Ричардом Никсоном и дававшая повод лидерам других стран считать, что он безумен, что его поведение иррационально и непредсказуемо (вьетнамская политика США, угрозы применить ядерное оружие и т. д.). - «Ведомости»). При этой игре используется «двойной месседж» (double bind; шизофреническая коммуникация, когда, например, на словах выражается любовь, а в параллельном невербальном поведении - ненависть. - «Ведомости»). Он может вести к шизофрении: вышестоящее лицо отдает столь противоречивые распоряжения, что подчиненные перестают что-либо понимать и теряют способность и выполнять приказы, и сопротивляться им.

Похоже, нечто в этом роде произошло с российской политической элитой. Из Кремля им приказывают быть то неверующими коммунистами, то европейски ориентированными модернизаторами, а сейчас и вовсе антизападными религиозными националистами. Натуры чувствительные, вроде Алексея Кудрина, оказались выдавлены из системы. Игнорируются выводы аналитических центров, основывающиеся на фактах. Владимир Путин, похоже, настроен прислушиваться к советам мистически настроенных идеологов.

Ангела Меркель как-то сказала, что Владимир Путин утратил связь с реальностью (позже она отказалась от своих слов). Если канцлер все-таки была права, как Западу вести с ним переговоры, как взаимодействовать с человеком, который не признает того, что для остальных - факт? По-видимому, кое-кто в российском правительстве разделяет опасения Меркель. Мой хороший знакомый, журналист одного из западных изданий, недавно вернулся из Москвы. Его источник в Кремле рассказывал, что Путин стал вести себя иррационально. Санкции, сказал чиновник, бесполезны: они его только провоцируют.

Но что если у этого сумасшествия (или у слухов о нем) есть вполне рациональные основания? Садясь писать колонку о России, мой знакомый начал сомневаться, а не обманывают ли его? Что если все признаки умопомешательства, которые демонстрирует Путин, - это притворство, хладнокровный расчет, призванный запугать Запад? Что если он хочет, чтобы Запад начал бояться, как бы не спровоцировать российского лидера на безрассудные шаги?

Выслушивая конспирологические теории государственного ТВ-канала RT, вещающего в ряде западных стран, хочется задаться вопросом: а действительно ли там руководствуются здравым смыслом? Британский медиарегулятор Ofcom недавно пришел к выводу, что RT не освещал аннексию Крыма в марте 2014 г. с «надлежащей беспристрастностью и точностью», как требует лицензия на вещание. Среди прочего канал тогда утверждал, что новое украинское правительство - оплот неофашизма, а русскоговорящее население в Крыму в смертельной опасности.

Ofcom предупредил, что в будущем такие нарушения могут привести к жестким мерам. И они наверняка будут приняты, ведь регулятор еще не проверял куда более тенденциозные репортажи, выпущенные каналом после начала боев на востоке Украины. Руководство RT не могло этого не понимать. Неужели оно тоже утратило связь с реальностью? Другое объяснение состоит в том, что канал сознательно провоцирует регулятора, ведь дисциплинарные меры позволят поднять шум и заявить, что свобода СМИ в Великобритании - не более чем лицемерие. Канал давно ведет рекламную кампанию своего веб-сайта при помощи слогана «На случай, если нам отключат телевещание».

Ричард Никсон пытался имитировать помешательство, чтобы напугать советских стратегов. Кремль может следовать такой же стратегии, ведя игру с НАТО. Российские самолеты чуть ли не вторгаются в воздушное пространство Литвы, сотрудники спецслужб пересекают границу Эстонии, чтобы похитить сотрудника ее госбезопасности, военные проводят учения, симулирующие удар по Варшаве. НАТО в ответ ужесточает риторику и проводит собственные учения в регионе. Но не играет ли это на руку Кремлю? С 2011 г. он пытается создать ощущение, что Запад готов напасть на Россию. Действия Кремля могут быть иррациональными. Или же искусно рассчитанными на то, чтобы спровоцировать противника.

Получается хитрая головоломка. С одной стороны, действия России требуют ответа, не обращать внимания на них было бы ошибкой. Нет смысла вводить стандарты телевещания, если их не соблюдают. России доставит большое удовольствие дискредитация пятой статьи договора НАТО. Но как, решаясь на эти вполне осмысленные шаги, не оказаться объектом кремлевских манипуляций? Вполне возможно, кто-то в Москве стремится поставить Запад в шизофреническую ситуацию «двойного месседжа».

FT, 22.01.2015, Антон Осипов, Николай Эппле