Алексис Ципрас как греческий Александр Лукашенко

Европейцы отнеслись к визиту премьера Греции в Москву слишком серьезно

Давненько в Москве не было таких желанных гостей с Запада, как Алексис Ципрас. За два дня пребывания в российской столице новый греческий премьер успел проехаться по нескольким адресам и везде выглядел «своим парнем».

Сначала он продемонстрировал полное взаимопонимание с Владимиром Путиным по животрепещущим проблемам современности. Они почти одинаковыми словами ругали санкции против России, дружно констатировали, что европейцы страдают от санкционной войны куда больше россиян, поминали добрым словом героические усилия Афин по торможению новых антироссийских инициатив и даже подписали совместное заявление на горячо любимую российскими властями тему о борьбе с фальсификациями истории.

Потом греческий премьер обсуждал с Дмитрием Медведевым, как обойти европейские санкции по духу, не нарушая их букву. В гостях у спикера Госдумы Сергея Нарышкина он выслушал лекцию о международном положении вообще и разрушительной политике США в частности. А на десерт коммунист и атеист Ципрас, отказавшийся при вступлении на пост премьера давать традиционную присягу на Библии, побывал у патриарха Кирилла и получил от него бесплатный совет, как правильно бороться за социальную справедливость, не повторяя ошибок СССР.

Такая идиллия не на шутку взволновала многих политиков в Европе, по которой уже не первый год бродит призрак раскола. Хотя по наиболее принципиальным вопросам Ципрас от генеральной линии вроде бы не отклонялся: в необходимости сохранения единства ЕС не сомневался, расплачиваться с кредиторами не отказывался и денег у Москвы не просил. Да и наши по-настоящему вбить клин между Грецией и ЕС не пытались, хотя, согласись Россия точечно снять продовольственное эмбарго в отношении Афин, это могло бы стать мощным ударом по единодушию ЕС.

Почему же тогда заволновались европейцы? Мне кажется, дело тут в том, что они относятся к Ципрасу слишком серьезно. На самом же деле в Евросоюзе просто завелся свой «батька Лукашенко», от которого по определению ждут гадостей, но который вовсе не настроен на реальную конфронтацию. Ведь когда белорусскому президенту что-то нужно от России – он тоже начинает демонстративно сближаться с Западом и в конце концов получает свое. И если такая тактика успешно работает уже много лет – почему бы ее не перенять? Так что переживать по этому поводу европейцам вряд ли стоит – по крайней мере до тех пор, пока патерас Ципрас, увлекшись новой ролью, не начнет сажать оппозицию.