Мнения
Бесплатный
Николай Эппле
Статья опубликована в № 3816 от 21.04.2015 под заголовком: От редакции: Импорт шариата

Импортировать ли нормы шариата в российское законодательство

Отказ чреват правовым нигилизмом, а импорт отдельных норм – запросом на полное признание

Консервативный тренд в российской политике все острее ставит вопрос сосуществования современного законодательства РФ с неписаными нормами и религиозными традициями. Особенно – в условиях активизации ислама – с нормами шариата. На этот счет существуют две полярные точки зрения. Согласно первой, светское законодательство полиэтнического и поликонфессионального государства не может включать в себя нормы, характерные для определенной религии. По этим же причинам невозможны особые нормы для отдельных регионов. Вторая точка зрения противоположна: использование элементов альтернативных юрисдикций (адат, шариат) в федеративных государствах вполне возможно, и использование традиционных институтов может повысить качество управления в исконно мусульманских регионах, включить исламское право в правовое поле.

Этой теме посвящена недавняя работа авторитетного исследователя шариата Леонида Сюкияйнена из НИУ ВШЭ. Включение норм шариата в законодательство возможно напрямую или опосредованно. В законе Татарстана о свободе совести упоминается вакуфное имущество (имущество, переданное на религиозные или благотворительные цели). Это единственный пример прямого включения нормы шариата в российское законодательство. В этом случае усваиваются нормы даже не шариата, а исламского права (в российском законе не может быть прописана полигамия или кровная месть). Шариатские нормы могут косвенно использоваться, например, третейскими судами.

Вопрос легализации норм шариата имеет тактический характер и оправдан, когда это может снизить напряженность в обществе, считает Ирина Стародубровская из ИЭП им. Гайдара. Сейчас она такой целесообразности не видит: на сильно исламизированных территориях (Дагестан) исламское право и так широко используется, но его легализация приведет к госрегулированию, например, выбора шариатских судей. В условиях внутриисламского размежевания это только усилит конфликтность. Вдобавок наиболее радикальные последователи ислама могут вслед за частичной легализацией шариата потребовать его признания в полном объеме, включая уголовные наказания (отрубание рук, побивание камнями). Некоторые европейские страны импортируют нормы исламского права, создавая условия для развития исламского банкинга. В России соответствующие законодательные изменения только обсуждаются. Однако сосуществование писаного и неписаного права связано с издержками, главная из которых – рост правового нигилизма и власти, и граждан.

Multitask3030
10:05 21.04.2015
По моему мнению никакой имплементации и не требуется, правовая система РФ и так допускает обычаи как источник права (н-р, ст. 5 ГК, прямой допуск в ст. 58, 2 СК РФ, косвенный – ст. 13 СК РФ) в тех областях, где не затрагивается публичный порядок (интересы). То есть снизить брачный возраст, например, в какой-нибудь из отдалённых республик до допустимых пределов (ст. 13 СК) возможно, если это – «гуманно и справедливо» (общая оговорка ст. 5 СК). Другие дело – уголовное, налоговое и пр., регулируемые государством. Тут влияние традиций недопустимо, хотя оно есть (та же кровная месть, принудительные браки и пр.). Проблема не в формальном праве, а в его применении и еще в правовой культуре. Вопрос о применении обычая (мусульманского, православного, буддисткого и т.д. , где это в принципе возможно) должен решаться судом в конкретном случае, но для этого нужен действительно независимый суд. А соответсвующее образование в этой области, начиная с преподавания права в старших классах школы в качестве обязательного предмета, позволило бы снизить влияние обычаев в общем и шариата в частности в т.ч. Т.е. лучше просвещением заниматься, а не устаревшие этические нормы в законе прописывать. В общем, тема диссертационная : -)
00
Комментировать