Депутаты придумали среднее одинаковое образование

Как единые базовые учебники сформируют российскую идентичность

Внесенные депутатами Ириной Яровой и Вячеславом Никоновым в Госдуму поправки в законы об образовании и о контрактной системе, по мнению авторов, должны обеспечить единство образовательного процесса. Авторы считают, что общее образование – значит одинаковое и именно такое образование позволит сформировать российскую идентичность.

Никонов и Яровая предлагают ввести линейки базовых учебников по четырем предметам: русскому языку, литературе, математике и истории. Преподавание по базовым учебникам будет обязательным для общеобразовательных школ, другие пособия будут допускаться, лишь если они не противоречат базовым. Учителей обяжут преподавать дисциплины по методическим рекомендациям, которые будут составной частью учебников.

Сейчас русский язык и математика – обязательные предметы для ГИА и ЕГЭ. Историю и литературу авторы законопроекта предлагают также сделать обязательными для ГИА, а ЕГЭ по русскому языку и литературе проводить в виде сочинения. История России и литература «непосредственно направлены на формирование личности, определяют воспитательную функцию образования, а также формируют российскую идентичность», и про это много говорил Владимир Путин. Нынешняя вариативность образования «не обеспечивает конституционное определение образования в средней школе как общего». По мнению научного руководителя Института образования НИУ-ВШЭ Исака Фрумина, авторы поправок путают равное образование с одинаковым. Он считает, что законопроект означает масштабный пересмотр положений принятого в 2012 г. закона об образовании и может привести к снижению конкурентоспособности отечественного образования в мире.

Вариативность в школьном образовании необходима для воспитания свободной личности, способной самостоятельно делать осознанный выбор. Впрочем, вероятно, воспитание свободной личности сегодня не является приоритетом для российских властей.

Формально законопроект не лишает школы и учителей права выбора, закрепленного в законе об образовании: речь идет о линейках учебников во множественном числе. В реальности преподавание четырех предметов будет унифицировано, указывают эксперты, поскольку вводятся дополнительные, не вполне ясные рамки «базовых знаний», не предусмотренные федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В рамках ФГОС уже разработаны три историко-культурных стандарта, из которых учителям рекомендуют выбирать учебники. В некоторых из них есть фактические ошибки, они «безобразны с методологической точки зрения и никуда не годятся», отмечает учитель истории столичной гимназии № 1543 Леонид Кацва.

Инициативы депутатов противоречат логике развития среднего образования, которое предусматривает его специализацию в старших классах и, следовательно, большую вариативность учебников, которую поддерживает большинство педагогов и родителей учеников. «Эти предложения отбрасывают нас даже не в СССР, где были разные учебники, а в Северную Корею. Это путь в позавчера», – говорит академик Российской академии образования Виктор Болотов.