Статья опубликована в № 3842 от 01.06.2015 под заголовком: От редакции: Защита потребителя

Тайные заемщики

Международная конфедерация обществ потребителей выяснила, как банки злоупотребляют доверием частных клиентов
  • Николай Эппле

В условиях кризиса сфера потребительского кредитования демонстрирует большое количество недостатков, в тучные времена менее заметных. Растет число проблемных заемщиков и невозвратных кредитов в портфелях банков. Кроме экономических причин к этому приводит низкая финансовая грамотность клиентов, которой часто пользуются финансовые организации. Самой незащищенной стороной при изменении ситуации к худшему оказываются заемщики – банки неохотно предлагают клиентам схемы реструктуризации кредитов (в частности, валютных при резких колебаниях курса), не информируют обо всех рисках. Об этом говорят предварительные результаты еще не опубликованного мониторинга прав и интересов заемщиков, проведенного Международной конфедерацией обществ потребителей («Конфоп») и Consumers International по заказу Минфина и под руководством Дмитрия Янина. Мониторинг проводился в 25 банках, составляющих 85% российского рынка потребкредитования (и 70% ипотечного). В рамках проверки «тайные покупатели» пытались получить разные виды кредитов. Аналогичное исследование «Конфоп» сделал по страхованию, результаты очень похожие.

Основные сферы злоупотреблений банков, по версии «Конфопа», неполное предоставление клиенту необходимой информации об услугах (так, рассчитать стоимость кредита предлагают в половине банков, но только единицы указывают исчерпывающую информацию для расчета); взимание отдельной платы за обязательные услуги (страхование жизни и здоровья, оплата услуг оценщиков); стимулирование приобретения дополнительных услуг. Заключая договор, клиент оказывается экономически слабой стороной (обращение заемщика за кредитом рассматривается банком как оферта, отзыв которой возможен только до ее акцепта), а условия договора нередко ущемляют права клиента (так, только 30% банков своевременно информируют об изменении тарифов).

На страже прав потребителя должны стоять и государство, и финансовые организации, и общество. Среди законодательных требований, практикующихся в разных странах, ограничение агрессивной рекламы, обязательность предоставления полной информации по кредиту, ограничение потолка кредита исходя из заработка клиента, независимые консультации. В Великобритании реклама «кредитов до зарплаты» обязательно сопровождается предупреждением: «Просрочка платежа может стать для вас источником серьезных финансовых проблем. Обращайтесь за помощью на moneyadviceservice.org.uk».

У потребителя, считает «Конфоп», должна быть возможность расторгнуть договор с финучреждением на справедливых условиях и не влезая в долги. Вступивший в силу прошлым летом закон «О потребительском кредите (займе)» обязывает кредиторов предоставлять клиентам максимальную информацию по кредиту, достаточное время для принятия решения, ограничивает максимальный размер неустойки (20%). Но законы и корпоративные регламенты не будут работать, если потребители не знают своих прав. Среди рекомендаций авторов мониторинга – создание централизованной системы консультирования потребителей об их правах и обязанностях.

Исправленная версия. первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать