Почему Tengelmann Group решила рискнуть в России

Немецкий ритейлер ставит на потенциал рынка

Германская Tengelmann Group, развивающая в России сеть гипермаркетов товаров для дома и ремонта Obi, официально заявила о планах запустить к концу этого года еще один проект – сеть магазинов-дискаунтеров «Плюс». Первые 12 магазинов откроются в небольших региональных городах Центрального федерального округа с населением, в основном не превышающим 500 000 человек: в подмосковных Пушкине, Ступине, Орехово-Зуеве, а также в Калуге, Твери, Муроме, Туле, Нижнем Новгороде, Дзержинске и др.

Впервые о том, что Tengelmann выходит в Россию с проектом дискаунтеров Plus, стало известно еще во второй половине 2012 г. Тогда эта новость воспринималась как доказательство того, что страна оправилась от кризиса 2008–2009 гг.: инвесторы вновь готовы вкладывать деньги в развивающиеся рынки. В 2011 г. ВВП вырос на 4,3% против 4,5% годом ранее и минус 7,8% в 2009 г., промышленное производство – на 5% (против 7,3 и минус 10,7% соответственно), темпы развития розничной торговли превысили 7% (6,5 и минус 5,1%), хотя и не достигли докризисных 14–16%. На современные форматы торговли (сетевые продуктовые магазины и несетевые с открытой выкладкой) приходилось, по данным «Infoline-аналитики», чуть более 50% – расти было куда.

Но за три года ситуация перевернулась с ног на голову – как в политике, так и в экономике. Россия реквизировала у Украины Крым, подпала под санкции стран Запада, в центре Москвы убит один из лидеров оппозиции – теперь не только инвесторы (как в кризис 2009 г.), но и обычные граждане бегут из России из страха преследований, прихватив имеющиеся сбережения. Рост ВВП в прошлом году составил 0,6%, промышленного производства – 1,7%, темпы роста розничной торговли не добрались даже до 2%, отток капитала составил $154,1 млрд. Причем средства выводит средний класс: уходят суммы по $50 000–100 000, говорил в конце мая в интервью «Ведомостям» президент Сбербанка Герман Греф. В августе 2014 г. Россия запретила импорт продуктов питания из ряда западных стран, инфляция вернулась к двузначным цифрам, покупатели все пристальнее изучают ценники и все чаще закупаются в дешевых дискаунтерах вроде «Магнита» или «Пятерочки».

Сам российский рынок ритейла за последние два года сильно изменился: лидером отрасли стал «Магнит», открывающий по 1500–2000 магазинов в год и специализирующийся именно на формате дискаунтера. Доля современных форматов торговли добралась к концу прошлого года до 60,5% – рынок насыщается.

В таких условиях запуск сети с нуля, причем в основном в самостоятельно построенных зданиях, выглядит очень смелой затеей. Но похоже, что, несмотря на все сложности и риски, российский рынок остается привлекательным даже для таких педантов в бизнесе, как немцы. Где еще в Европе есть такой потенциал для роста? В родной для группы Германии на современные форматы торговли уже в 2013 г. приходилось 88%.

Tengelmann – частный семейный бизнес, состояние его основного владельца, немецкого бизнесмена Эривана Хауба, американский Forbes недавно оценил в $3,1 млрд. Наверное, такая компания может позволить себе рисковать и играть вдолгую даже на российском рынке.