В каких странах сильнее корпоративный патриотизм

Жесткое трудовое законодательство плохо влияет на интерес к работе
Россияне не любят работу, но боятся ее потерять

Россияне не любят работу, но боятся ее потерять. По уровню корпоративного патриотизма наши соотечественники заняли 24-е место из 25 развитых и постсоциалистических стран, опередив только Францию. Первые места заняли Швейцария, США и Ирландия. Таковы данные доклада Галины Монусовой из НИУ ВШЭ «Корпоративная приверженность и ее детерминанты: межстрановые сравнения». Автор проанализировала результаты международного социального опроса (ISSP), проведенного среди 17 000 человек в 25 странах мира.

Почти 50% опрошенных американцев, швейцарцев и более 40% ирландцев дали ответ на 12–15 баллов (самая высокая степень лояльности). Напротив, в странах-аутсайдерах – Франции, России, Латвии – около половины работников не слишком дорожат интересами фирмы: сумма баллов их ответов ниже 8. Среднее значение по Швейцарии и США – 11,1 и 11 баллов, в Ирландии – 10,6. В России градус корпоративного патриотизма существенно ниже – 8,5, он близок латвийскому (8,6) и французскому (8,2).

Автор сопоставила эти данные с рейтингом развития инноваций ОЭСР, уровнем защиты от увольнения и другими показателями. Различие между работниками государственного и частного секторов незначимо, говорит Монусова. Интересная работа с современным оборудованием повышает корпоративный патриотизм. Швейцария занимает 1-е место в Global Innovation Index ОЭСР среди 143 стран, США – 6-е, Ирландия – 11-е. Для сравнения: Франция – 22-я, Латвия – 34-я, Россия – 49-я. Еще один важный момент, влияющий на лояльность работников, – возможность повышения квалификации и продвижения по карьерной лестнице. Положительный ответ на вопрос ISSP о возможности совершенствовать свои навыки на работе дали 85% американцев, около 80% ирландцев и более 75% швейцарцев. Среди россиян таких немногим более половины, среди жителей Латвии – 65%. Еще один важный фактор – возможность работников влиять на принятие решений. В странах традиционного капитализма он выше.

На корпоративный патриотизм негативно влияет трудовое законодательство, затрудняющее наем и увольнение работников. По жесткости трудового права Россия равна Швеции и близка Финляндии. Люди годами работают на одном месте, но не становятся патриотами компании, понимая, что их вряд ли уволят, даже если они трудятся спустя рукава.