Лояльность вместо права

Избирательность действия репрессивных законов фактически признана официально

О том, что принимающиеся в последнее время законы задуманы и применяются избирательно, поскольку призваны не обеспечивать права граждан, а бороться с инакомыслием, до сих пор говорили преимущественно правозащитники. Вчера же президент Владимир Путин высказался в том смысле, что если формулировки закона об иностранных агентах наносят ущерб «абсолютно лояльным, пророссийским» организациям, то это плохо. Таким образом, если организации лояльны, преследовать их не нужно.

Как не раз отмечали эксперты, формулировки законов об экстремизме, о митингах, о блокировке сайтов, о госизмене и др. расплывчаты и допускают расширительное толкование, что позволяет использовать их избирательно. Наиболее красноречиво эта избирательность проявляется в законах об иностранных агентах и «нежелательных организациях». Среди самых колоритных примеров – признание иностранным агентом фонда «Династия», занимавшегося, в частности, поддержкой российских ученых при условии их работы в России и получавшего «иностранное финансирование» с зарубежного счета основателя фонда Дмитрия Зимина. Другой недавний пример – внесение в реестр «иноагентов» Геблеровского экологического общества. В его случае политической деятельностью признано противодействие политике краевых властей, ведущей к вырубке лесов и разрушению мест обитания редких видов животных в Алтайском крае. Угрозу экологии несет, в частности, деятельность канадской Global Cobalt Corp., т. е. «иностранный агент» борется с краевыми властями, защищающими иностранную компанию.

Маркировка организаций как «нежелательных» только начинается.

Депутаты и члены Совета Федерации уже потребовали проверить на «нежелательность» «Мемориал», Фонд Карнеги, Human Rights Watch, Transparency International и Amnesty International, Фонд Сороса, Фонд национальной поддержки демократии, Фонд Макартуров, Национальный демократический институт «и многие другие».

Тема агентов приобрела окончательную рельефность во вторник, когда на встрече с членами Общественной палаты Владимир Путин признал, что закон об иностранных агентах нуждается в корректировке. По словам президента, формулировки закона «не единообразно понимаются и в целом иногда наносят ущерб даже деятельности абсолютно лояльных, пророссийских, рассчитанных на помощь людям организаций». В качестве примера деструктивной деятельности иностранных агентов президент упомянул Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» (ОЗПП), распространившее на прошлой неделе рекомендации российским туристам о поведении на территории Крыма. «Как это называется? Это забота о гражданах России? – вопрошал президент. – Нет, это обслуживание интересов иностранных государств в отношении России».

По словам авторов рекомендаций, «согласно нормам международного права данные территории являются оккупированными», а потому пребывание в Крыму может привести к отказу в выдаче шенгенской визы. Вскоре после этого Генпрокуратура потребовала возбудить против ОЗПП уголовное дело, а сайт общества и блог его председателя были заблокированы Роскомнадзором (в данный момент сайт разблокирован, недоступна только сама памятка). Посол ЕС в РФ Видаудас Ушацкас заявил, что проблем с выдачей виз у россиян, побывавших в Крыму, не будет.

При всем при том ОЗПП не получает иностранного финансирования и в реестре «агентов» его нет. В июле 2012 г. в знак солидарности с другими правозащитниками организация добровольно приняла наименование иностранного агента, призвав к этому другие общественные организации. Авторы заявления сравнили ярлык агента со звездами, которые предписано было носить евреям на оккупированных нацистской Германией территориях, и напомнили о готовности датского короля Кристиана носить звезду в знак солидарности.