Греция в неоплатном долгу

Экономика, лежащая в основе греческого кризиса, болезненнее политики: Греция не может выплатить свой долг

Политические обстоятельства греческого кризиса более-менее очевидны: левопопулистское правительство давит на ЕС, прося и уступок, и поддержки. ЕС не хочет допустить выпадения Греции из еврозоны, опасаясь непредсказуемых последствий для ЕС. С другой стороны, альтернатив Европе у греков нет, поскольку с Россией возможны только пиар-игры. В итоге Греция должна будет как минимум пообещать реформы, которые до сих пор стабильно откладывались.

Однако экономическая конъюнктура кризиса драматичнее политической. По словам экспертов, сдержанная реакция рынков на греческую угрозу показывает, что в Grexit никто особенно не верил. А вот что действительно волнует рынок – это насколько в принципе реальны перспективы выплаты Грецией долга к 2020, 2055 или 3055 г. Сегодня многие и в Европе, и в Греции исходят из того, что это произойдет 30 с лишним лет спустя, в другой реальности и думать об этом сейчас особого смысла нет. Именно этому далекому будущему посвящен опубликованный в конце июня проект доклада МВФ о долговой проблеме Греции.

В мае прошлого года долг «возвращался на путь устойчивого обслуживания», оставаясь «в большой степени подверженным шокам». Отношение долга к ВВП должно было устойчиво снижаться (по сравнению со 170% в 2013 г., достигнув к 2020 г. 128%, а к 2022 г. – 117%). Но смена правительства и остановка намечавшегося роста экономики (0% вместо прогнозировавшихся 2,5%) резко изменили ситуацию. В новых условиях долг не может быть выплачен без списания его части, дополнительных льготных кредитов на сумму 50 млрд евро в ближайшие три года и продления сроков погашения существующих займов – иначе к 2020 г. он достигнет 150% ВВП.

Лидеры еврозоны должны исходить из того, что Греция вернуть свой долг не сможет. Более того, это было понятно уже в 2012 г. Многие наблюдатели сходятся в том, что отказ от списания части долга и предпочтение политики жесткой экономии и спровоцировали победу «Сиризы». Руководство ЕС находится в патовой ситуации: отказ от списания долгов означает выдавливание Греции в дефолт, а согласие – крайне рискованный сигнал для других должников вроде Италии, Испании и Ирландии: если можно грекам, почему нельзя им? В конце концов вопрос о перспективности долга этих стран тоже можно считать дискуссионным. Согласно февральскому докладу Moody’s за ближайшие три года долг Италии снизится с сегодняшних 134,6% лишь до 130% ВВП (в 2013 г. он равнялся 128%).