Сакрально-федеральный заповедник

Управление духовными скрепами проходит проверку региональной властью Крыма

Скандал в национальном заповеднике «Херсонес Таврический» показывает сложность и противоречивость новой аппаратной дисциплины, которую можно назвать «управление духовными скрепами».

Губернатор Севастополя Сергей Меняйло поменял на посту директора музея-заповедника археолога Андрея Кулагина на священника Сергия Халюту (благочинного Севастопольского округа Симферопольской епархии РПЦ, настоятеля Свято-Владимирского собора). Меняйло объяснил, что таким образом будет легче решать противоречия между музеем и храмом. К тому же Херсонес «должен быть местом поклонным, паломническим», поскольку президент Путин назвал его сакральным местом для народа нашей страны.

Само по себе назначение священника на светскую должность не прецедент. Скажем, в Счетной палате начальником инспекции по контролю за банковской системой работает Вениамин Симонов – игумен Филипп; но он доктор экономических наук, профессор. У отца Сергия есть степень по церковной археологии, но нет светского гуманитарного образования и музейного опыта, требующихся для новой должности.

Аналогии, приведенные губернатором, – Соловецкие острова, Троице-Сергиева лавра – хромают. Да, на Соловках Минкульт в 2009 г. назначил директором музея настоятеля монастыря, что породило ряд юридических казусов: директор Владимир Шутов передавал архимандриту Порфирию Шутову в пользование музейное имущество, заключая договоры сам с собой. Но Соловки, при том что там несколько музейных тем (монастырь, природа, лагерь особого назначения, школа юнг, языческая культура, военная и архитектурная история), все же в истории России главным образом православный монастырь.

Троице-Сергиева лавра, как и Херсонес и Соловки, внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО, но это уже просто ставропигиальный монастырь РПЦ, который подчиняется непосредственно патриарху.

Херсонес – памятник более сложный, там огромный античный слой. Опасения, что директор-священник будет занят только православной историей, породили протесты сотрудников музея и других севастопольцев (12 августа они собираются на митинг), директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и других федеральных культурных деятелей. Советник президента по культуре Владимир Толстой раскритиковал решение Меняйло, а сам президент буквально через день принял решение срочно перевести заповедник в федеральное подчинение. Такое поручение он давал еще год назад, однако исполнено оно до сих пор не было.

В этой истории есть простая аппаратная часть, по мнению политолога Алексея Макаркина: Меняйло считается ставленником полпреда Белавенцева и министра обороны Шойгу, которые только что одержали победу, добившись упразднения Министерства по делам Крыма. Хотели закрепить победу. Президенту, однако, приходится ограничивать успехи этой группы победителей и возвращать управление скрепами на федеральный уровень. Все-таки местным крымским управленцам пока рано давать в руки духовные основы российской цивилизации, в которых понимает только Путин.