Детали / Компания недели
Статья опубликована в № 3899 от 20.08.2015 под заголовком: Компания недели: Розничная сеть «Ашан»

Кто и зачем проверяет «Ашан»

Для контролеров наступило жаркое время битвы за административный ресурс

Здесь надо признать, что в руках Запада универсальное оружие – санкции: финансовые, технологические, персональные. С учетом того что Европа для некоторых россиян стала домом, университетом, мегамоллом, санаторием и лечебницей, запрет на въезд очень больно бьет в прямом смысле этого слова.

Но Россия тоже не лыком шита – у нее есть уникальное оружие, даже как минимум два: Роспотребнадзор и Россельхознадзор. В отличие от налоговой службы, например, Роспотребнадзор всегда может что-то найти – достаточно взять одну-единственную пробу где-нибудь чуть ниже слива раковины. Именно этот способ был применен летом прошлого года к американской McDonald’s (а ведь она работает в России с 1990 г.). И, как выяснилось потом из решений судов, Роспотребнадзор действовал по поручению правительства.

Этим летом выбор пал на французский «Ашан». На первый взгляд довольно странный выбор. Даже для себя (в отличие от случая с McDonald’s) я не могу ответить, почему именно «Ашан». Крупный федеральный ритейлер из топ-5? Но ведь немецкая Metro тоже заграничная – ее не проверяют. В группу Auchan входит другая продуктовая сеть – «Атак», которую тоже не проверяют. Просто крупный ритейлер? Но ведь он работает так же, как любой другой на рынке. «Ашан» не хуже и не лучше того же «Магнита», «Пятерочки», «Карусели» или «Дикси», уверяет один из партнеров ритейлера.

Еще более странно, что начал проверки «Ашана» Россельхознадзор, в компетенцию которого ритейл не входит. Глава ветеринарного ведомства Сергей Данкверт объяснял на прошлой неделе, что просто зашли в магазин по поручению Аркадия Дворковича посмотреть на свинину. Вот тут-то и нашла коса на камень, уверяет меня человек, вхожий в правительство: Роспотребнадзор вынужденно вошел в игру, ведь, если после находок коллег не приняться за тотальную проверку сети, компетенции могут и поменять. Желание Россельхознадзора заработать бюрократические очки объяснимо, тем более что идея объединить службы время от времени всплывает. Когда же еще контролеру биться за ресурс, как не в период небывалого расширения рынка административных запретов?

Но все-таки почему «Ашан»? Может, на проверки повлияла история с вертолетоносцами «Мистраль», вызвавшая охлаждение в отношениях с Францией, всегда отличавшихся приятностью и взаимопониманием? В конце концов, враг коварен и многолик, может говорить не только по-английски. Россияне должны помнить об этом. А научат их Россельхознадзор и Роспотребнадзор, наше уникальное асимметричное оружие.