Между первым и вторым

Школам рекомендовали сделать второй иностранный язык обязательным, но не объяснили как

О том, что с 1 сентября второй иностранный язык становится обязательной частью школьной программы начиная с 5-го класса, рассказал за день до начала учебного года в интервью «Российской газете» министр образования Дмитрий Ливанов. Во многих школах о введении нового стандарта узнали из СМИ.

На самом деле вопрос шире, чем введение второго иностранного языка. Принятый в прошлом году и теперь вступающий в силу новый образовательный стандарт (ФГОС) для 5–9-го классов предполагает помимо второго иностранного введение элементов профориентации (в рамках новых стандартов предполагается развитие среднего профобразования) и «предметной области» «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (в виде уроков, клубов, экскурсий). К 2020 г., когда отучившиеся по этому стандарту дети будут заканчивать школу, планируется включение иностранного языка в число предметов, обязательных для сдачи в рамках ЕГЭ (сейчас таких предметов два – русский язык и математика).

Авторы ФГОСа подчеркивают, что стандарт носит «рамочный характер», в нем прописаны необходимые результаты образовательной деятельности, а как их достигать, определяет школа и ее собственная программа. Минобразования еще предстоит решить, превращать ли ФГОСы в более жесткие и обязательные регламенты или же, напротив, предоставить школам больше свободы.

Теоретически введение второго иностранного языка – прекрасная инициатива. Это стандарт современного образования в большинстве стран, кроме того, как совершенно справедливо замечает министр, язык «не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка». Но практика, особенно в случае такого предмета, сильно отличается от теории.

Добавление второго обязательного языка выглядело бы продуманной мерой, если бы предполагало соответствующую стратегию – изменение учебного плана, сокращение учебных часов по другим предметам, подготовку учителей, выделение зарплатного фонда. Фактически рекомендуемая нагрузка просто увеличивается, а не перераспределяется. По словам учителей, это значит, что в большинстве случаев второй иностранный превратится в профанацию. Хорошее преподавание хотя бы одного иностранного языка даже в московских школах редкость. Кроме того, учителя не исключают, что преподавание второго иностранного станет навязываемой платной услугой.

Введение второго обязательного языка находится в странной противофазе с обозначившейся в прошлом году ориентацией на усреднение требований, слияние слабых школ с сильными (где два и более языка и так преподаются), сокращение часов на русский и литературу и увеличение – на физкультуру.

Но есть в этой инициативе и важный плюс, говорят учителя. Установка подобного ориентира позволит пусть не сразу и не повсеместно, но все же приучить учителей и детей к мысли, что два иностранных языка – норма, а не излишество.