Статья опубликована в № 3920 от 18.09.2015 под заголовком: От редакции: Бюрократический крест

Бюрократический крест России

Мы пытаемся реформировать экономику с помощью административной машины контроля
  • Андрей Синицын

Бизнес-омбудсмен попросил правительство доработать законопроект Роспотребнадзора, ужесточающий правила работы онлайн-магазинов. Президент РСПП раскритиковал законопроект Минэкономразвития об изменении процедуры банкротства стратегических предприятий – он ущемляет права кредиторов на участие в процедуре банкротства и права собственников на получение компенсации за изъятие предприятий в пользу государства (в случае расторжения договора купли-продажи). Минтруд предлагает снизить разрешенную долю иностранных работников на транспорте и в строительстве. В Госдуме хотят расширить и ужесточить ответственность за налоговые нарушения. Минпромторг регулярно рождает инициативы по запрету использования чего-то импортного.

Что происходит? А это российские чиновники поднимают отечественную экономику, создают условия для развития бизнеса, улучшают инвестиционный климат, борются с кризисом.

Экономическая теория и практика некоторых успешных государств говорит, что в кризис регулирование надо максимально снижать, давать бизнесу свободу развиваться. Россия так не может, она по-другому устроена.

Да, конечно, чиновники предлагают и меры, которые должны вроде бы помочь бизнесу. Например, снова обсуждается гуманизация уголовного законодательства для предпринимателей. Но это долгий торг со множеством пунктов – что-то примут, что-то отвергнут, чиновники отчитаются о проделанной работе. А бизнес? Как показала первая кампания по гуманизации, суды просто снизят тяжесть наказаний для всех подсудимых (не только предпринимателей).

Бизнесу также обещают облегчение проверок. Вернее, обещают больше информации, публикуемой в Едином реестре проверок, – но постфактум. Это, наверное, неплохая мера, но она скорее служит проверке эффективности контролирующих органов.

Административная машина настроена только на контроль. А от нее сейчас требуют реформировать и развивать экономику, обеспечивать импортозамещение. Это основное противоречие нынешнего регулирования.

Какие стимулы у чиновника? Показать свою нужность начальству, особенно в период снижения ренты и сужения круга ее получателей. Сократить тебя могут уже сейчас, а экономика разовьется бог знает когда. Главными критериями эффективности становятся лояльность, следование линии партии и бурная совещательная и бумажная деятельность.

Надо признать, что и задачи перед бюрократией поставлены несочетающиеся. Импортозамещение рождает множество дополнительных издержек – прежде всего на определение критериев домашней продукции и их проверку; оно снижает конкуренцию и искажает рыночные стимулы. Импортозамещение просто не совместимо с развитием рынка.

У тех, кто заказывает развитие, и тех, кто рисует планы развития, экономическая логика не на первом месте. Главным стимулом для них остается страх потери собственных накоплений. В итоге накопления теряем мы, и это не последнее, что мы теряем.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать