Мечеть в шаговой доступности

Как строительство мечетей может уменьшить ксенофобию

Открытие после реставрации (точнее, после сноса старой и строительства новой) Соборной мечети в Москве стало событием государственной важности. В церемонии приняли участие Владимир Путин, премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган, президент Палестины Махмуд Аббас. Путин подчеркнул роль мусульман в сохранении межконфессионального и межнационального мира и напомнил, что ислам – одна из традиционных религий в России.

Дополнительную актуальность событию для Кремля придали внешне- и внутриполитические вызовы. Путин специально подчеркнул в своей речи, что «террористы из так называемого «Исламского государства», компрометируя великую мировую религию, ислам, сеют ненависть, убивают людей, в том числе и священнослужителей, варварски уничтожают памятники мировой культуры». Москва сегодня стремится играть самостоятельную роль в ближневосточном кризисе, и для президента важно заручиться поддержкой хороших мусульман против плохих.

Внутриполитические вызовы относятся к качеству государственных институтов и управления: недавний скандал с признанием южносахалинским судом экстремистской одной из вероучебных мусульманских книг вновь поднял дискуссию о границах законодательного «экстремизма» и рвении правоохранителей. Рвение приказано поумерить.

Новая мечеть, крупнейшая в Европе, должна и своими размерами уменьшить «базу» для экстремизма. Чем больше людей смогут молиться в мечетях, где проповедуется традиционный ислам, тем меньше риск распространения радикальных и экстремистских религиозных течений.

В Москве всего шесть мечетей, а мусульман, по оценке председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, – около 2 млн.

Во время праздников молящиеся обычно заполняли прилегающие к храмам улицы, что вызывало не всегда здоровую реакцию у горожан. Бытовая ксенофобия плохо учитывает причины и следствия: горожанам кажется, что чем больше мечетей, тем больше людей будут молиться вокруг них и перекрывать улицы. На самом деле наоборот: чем больше мусульман, тем больше нужно мечетей, чтобы не мешать окружающим. Интересно, насколько точна статистика – ведь ислам исповедуют многие трудовые мигранты, в том числе нелегальные. Светские власти могут здесь сталкиваться с искажением, обратным тому, которое есть у православных. РПЦ заявляет в том числе на основании соцопросов об огромном количестве православных и нехватке церквей, но известно, что подавляющая часть тех, кто называет себя православным, в храм не ходят. Наоборот, число мусульман может занижаться – соответственно, и получить разрешение на строительство мечети сложнее.

Важно учитывать настроения горожан и выбирать место строительства: в прежние годы планы возведения мечети на месте парка вызывали протесты местных жителей. Если же построить мечеть на пустыре или в бывшей промзоне, это не вызовет недовольства, отмечает Александр Верховский из «Сова-центра». По данным «Левада-центра», 36% безразлично относятся к строительству мечети в своем районе (городе), 30% одобряют его и 27% выступают против.