Право на смерть

Задача паллиативной медицины – позволить умирающему сохранить человеческое достоинство

Смерть, будучи важнейшей частью человеческого опыта, остается малоисследованным и пугающим явлением. Об этом напоминает Индекс качества смерти (Quality of Death 2015), подготовленный тайваньской благотворительной организацией Lien Foundation и аналитическим подразделением журнала Economist (выпускающим широко известный Индекс качества жизни). Рейтинг включает данные по 80 странам и выходит во второй раз с 2010 г. (предыдущий охватывал 40 стран). Авторы исследуют качество паллиативной терапии, призванной не вылечить пациента, а облегчить его страдания, на основе 20 показателей в 5 категориях: состояние паллиативной медицины в стране, подготовка медицинских кадров, доступность и качество ухода, уровень вовлеченности общества.

Первые места с заметным отрывом занимают Великобритания и Австралия, Германия – на 7-м месте, США и Франция – на 9-м и 10-м; Россия – на 48-м месте, между Турцией и Перу, а замыкают рейтинг Бангладеш и Ирак. Среди выводов – уровень паллиативной помощи высок там, где не просто велики расходы на нее, но разработана государственная политика повышения качества помощи и высок уровень знакомства общества с соответствующей проблематикой. Ведь среди важнейших факторов, затрудняющих изменение отношения к помощи таким больным, – традиционно для всех обществ стремление отгородиться от смерти.

Если бы авторы лучше представляли себе ситуацию с паллиативной помощью в России, мы бы оказались куда ближе к концу рейтинга, говорит специалист по паллиативной помощи Анна Сонькина. Главная проблема России – не недостаток хосписов или коек в центрах паллиативной терапии (хотя показательно, что первый за Уралом детский хоспис открывается в Омске на благотворительные пожертвования), а традиционное неуважение к человеку как таковому.

По словам Сонькиной, паллиативная медицина должна видеть в смерти не неизбежную неудачу, а центральный аспект своей работы. Неизлечимые больные должны умирать не в закрытых для посещения отделениях реанимации, страдая от боли и унижения, а дома, в кругу родных, получая уход, позволяющий им сохранить человеческое достоинство.

Это изменение отношения к смерти напрямую касается законодательства. По действующему закону «Об охране здоровья» человек не имеет права отказаться от лечения, если это приведет к его смерти, а врач, не реанимирующий больного, рискует попасть под статью об эвтаназии. Не решить эту проблему и без облегчения доступа к опиоидам (это не исключительно российская проблема, опиоиды легко доступны лишь в 33 странах из 80).

Улучшения качества паллиативной помощи не добиться без изменения отношения к смерти со стороны всего общества. Это возможно – нужно больше говорить о смерти, писать книги, снимать фильмы, устраивать выставки, рассказывать о ней детям. Рейтинг важен как напоминание о должном отношении к смерти. Но основой любой серьезной работы в этом отношении должна быть адекватная оценка ситуации с паллиативной медициной в стране. Россия, где соответствующих исследований нет, а статистика смертей непрозрачна, находится в самом начале пути к улучшению качества помощи умирающим.