В интересах России помочь расследованию гибели MH17

Нидерландский доклад ответил на технические вопросы, установление виновных – впереди

Во вторник глава Совета безопасности Нидерландов Тьиббе Яустра представил окончательные выводы доклада, посвященного катастрофе MH17. Эти выводы оказались неожиданно нейтральными – сенсационных заявлений и указаний на виновных не прозвучало. Впрочем, перед командой следователей такие задачи и не стояли.

Вопрос о том, кто виноват, не входил в число вопросов, на которые должно было ответить расследование. Среди этих вопросов: каковы технические причины крушения? Почему рейсы над территорией военных действий не были отменены и кто несет за это ответственность? Насколько находившиеся на борту люди могли перед смертью осознать происходящее?

На все эти вопросы авторы доклада ответили. Самолет был сбит боеголовкой типа 9Н314M, установленной на ракете серии 9М38, выпущенной зенитно-ракетным комплексом «Бук». Рейсы не были отменены, потому что украинским властям не приходило в голову, что гражданская авиация, летающая на недоступной для обычных зенитных комплексов высоте, находится в опасности. Ответственность за то, что полеты продолжались, лежит на Украине. Смерть всех находящихся на борту была мгновенной и безболезненной.

Эти выводы крайне сдержанны, но это то, в чем у международного сообщества отныне не должно быть сомнений. В докладе специально оговаривается, что все другие версии развития событий были рассмотрены и исключены. Примечательно, что, хотя зона, с которой могла быть выпущена ракета, в докладе оценена шире, чем в версии российской и украинской сторон, в нее не входит Зарощенское, откуда стреляли по версии «Алмаз-Антея». Установить ответственных – задача международной следственной группы, результаты расследования которой будут готовы в начале следующего года.

Уже сейчас понятно, что данных у этой группы достаточно. Это показания очевидцев, наблюдавших «Бук» перед пуском и после него, видео и фото, зафиксировавшие путь установки по территории ДНР. Сейчас стороны готовятся предоставлять новые доказательства, в том числе спутниковые снимки, записи переговоров и другие документы.

Во вторник же концерн «Алмаз-Антей», производитель комплексов «Бук», представил результаты экспериментов, подтвердивших выводы, сделанные еще в июне: если MH17 и был сбит из «Бука», это были ракеты, которых нет на вооружении у российских ВС, а выстрел был произведен не из Снежного, контролировавшегося сепаратистами, а из Зарощенского, контролировавшегося украинскими военными.

Поскольку международное общественное мнение не на стороне России, неопределенность результатов расследований будет истолкована не в ее пользу. А потому именно Россия сейчас более всех заинтересована в представлении убедительных доказательств своей непричастности.

Если бы Россия хотела представить такие доказательства, ей следовало бы представить данные ПВО и систем контроля воздушного пространства, установленных на А-50, аналоге американского AWACS, об обстановке в районе, считает эксперт по авиационным комплексам, бывший конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич. Этого сделано не было. Не были представлены и очевидцы, за исключением людей, поддерживавших одиозные версии.