Детали / Компания недели
Статья опубликована в № 3944 от 22.10.2015 под заголовком: Компания недели: «СУ-155»

Как «СУ-155» доработала до санации

Попытка пройти кризис за счет наращивания объемов госзаказа не удалась

Михаил Балакин – потомственный строитель. В 1983 г. окончил Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева, спустя всего семь лет его назначили директором Строительного управления № 155 «Главмосстроя», а еще через три года он стал его совладельцем. Поговаривали, что прежний глава столичного стройкомплекса Москвы Владимир Ресин благосклонно относился к начинающему специалисту, так как тот успехами в работе, да и внешне, был похож на него в молодости.

В 2000 г. Балакин перешел работать в московскую мэрию – отвечал за строительство муниципальных объектов и реконструкцию ветхого жилого фонда. Его тогда даже называли наиболее вероятным преемником Ресина. За те четыре года, пока Балакин работал чиновником, объем строительства жилья «СУ-155» вырос более чем вдвое. Но затем Балакин уволился. По одной из версий, отставка была связана с тем, что он отказался продать супруге бывшего мэра Москвы Елене Батуриной цементные заводы (они достались Филарету Гальчеву).

Балакину пришлось менять географию работы. Основной акцент был сделан на регионы (Подмосковье, Нижний Новгород, Иваново) и госзаказ. Но рентабельность там оказалась другой.

В 2013 г. «СУ-155» отчиталась о рекордных продажах – на 74,8 млрд руб. (с НДС), став компанией номер один в России. Правда, основным покупателем жилья у нее было государство – 60% денег группа получила от госзаказчиков, в основном от Минобороны. Компании пришлось работать чуть ли не с нулевой рентабельностью, говорил тогда близкий к ней источник.

А осенью 2014 г. подмосковные власти впервые усомнились в финансовой устойчивости «СУ-155». Дальше – больше: технический дефолт по оферте на облигации, иски от кредиторов; Москва и область перестали выдавать разрешения на новые стройки, а покупатели – покупать квартиры.

Компания неправильно действовала в период кризиса 2008 г., когда вместо сокращения объемов строительства пошла по пути наращивания объемов, объяснял недавно ее представитель. Это обычная логика подрядчика: имея в активе около полусотни предприятий по производству стройматериалов и 30 000 человек персонала, компания делает ставку на загрузку мощностей, а не на прибыль. Ну а когда продажи просели, компания начала привлекать дорогие кредиты.

«Балакин не жулик, он просто выстроил неправильную финансовую модель», – в один голос говорят чиновники. Финансовая модель сегодня выглядит так: портфель проектов – 7 млн кв. м, 27 000 дольщиков, на достройку нужно 10 млрд руб. (данные компании; эксперты называют суммы гораздо большие), долгов – по разным оценкам – от 22 млрд до 45 млрд руб., собственных активов – около 40 млрд руб. Властям, и местным, и федеральным, ничего другого не остается, как помогать. В предвыборный период никому не нужно, чтобы тысячи семей вышли на улицы с акциями протеста.

По иронии судьбы наиболее вероятным санатором «СУ-155» станет «Интеко» – компания, которой Балакин когда-то не продал цементные заводы. Впрочем, принадлежит «Интеко» давно уже не Елене Батуриной.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать