Статья опубликована в № 3979 от 11.12.2015 под заголовком: От редакции: Платная повестка

Фискальные потребности против политических

Дополнительные сборы с населения перед выборами вредят партии власти

Фискальные и политические потребности власти все чаще противоречат друг другу.

Зона платной парковки в Москве стремительно расползается из центра на окраины. С 26 декабря она откроется еще на 291 улице за пределами Третьего транспортного кольца. Это второе расширение платных парковок в последние месяцы: в октябре они были организованы на 95 улицах. Глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов заявил на слушаниях в Общественной палате: платные парковки создают по просьбам жителей и иного способа упорядочить движение в столице нет.

Жители между тем уже провели несколько локальных митингов против платных парковок, муниципальные депутаты говорят, что с ними мэрия не советуется, а активисты Общероссийского народного фронта собираются потребовать от мэра Сергея Собянина моратория на расширение платных парковок. И такой мораторий может оказаться нужен Собянину хотя бы до выборов Государственной думы.

Создание зоны платных парковок в центре Москвы оказалось вполне оправданным для ускорения трафика и упорядочения стоянки автомобилей, но расширение зоны (в перспективе, похоже, на всю территорию Москвы) рождает все больше вопросов. Готов ли к росту нагрузки общественный транспорт? В Москве есть план развития метро: построить до конца 2020 г. 160 км линий и 78 новых станций. В 2016 г. планируется запустить пассажирское движение по Окружной железной дороге. Предполагается приблизить метро к отдаленным районам и рассредоточить потоки людей в час пик. Расширилась также сеть наземного транспорта. Однако когда эти планы принимались, о расширении платной парковки до МКАД речи не было.

Что будет с маятниковой миграцией? Где будут оставлять свои автомобили работники из области? Сужение проезжей части нешироких улиц в спальных районах (ради парковочной разметки) уже вызывает заторы.

Пошаговое расширение зоны платной парковки оставляет стойкое ощущение, что главный мотив для властей – фискальный. В 2014 г. город заработал на парковках около 1,2 млрд руб. Предполагалось, что доходы от них вырастут в 2016–2017 гг. до 6 млрд ежегодно.

Но это приводит к росту раздражения граждан, чем могут воспользоваться в политических целях «правильные» или «неправильные» движения. Лучший подарок для оппозиции в традиционно фрондирующей Москве накануне думских выборов трудно придумать. Хорошо еще, вовремя спохватился ОНФ!

А ведь то же самое происходит сейчас с введением сбора за капремонт, торгового сбора или системы «Платон». Финансовые потребности государства противоречат интересам политического выживания власти. Одна ее голова может, сама того не замечая, укусить шею другой, иронизирует политолог Екатерина Шульман. В этой обстановке интересы выживания вероятнее всего окажутся важнее. Те, кто будет слишком настаивать на материальном, могут лишиться своего поста, прогнозирует она. Чтобы избежать серии локальных протестов, политические руководители могут отложить решение непопулярных вопросов до завершения выборов.

Выбор редактора