Ирония судьбы, или водка и оливье

Пора вспоминать, как мы праздновали Новый год в 1980-е и 1990-е

Россияне все последовательнее экономят – даже в праздники, когда покупательская активность традиционно должна расти. Сокращение праздничных расходов наблюдается второй год подряд, но, если в прошлом году оно было во многом ситуативным (перераспределение трат с крупных на мелкие, с подарков на еду, ажиотажный спрос в связи с девальвацией), в этом заметно ровное, рационально экономное поведение. То, что в прошлом году воспринималось как эксцесс, сегодня воспринимается как новая норма. Люди поняли, что кризис – это надолго.

Чтобы почувствовать, достаточно просто посмотреть на цены. Только за неделю с 15 по 21 декабря, по данным Росстата, помидоры подорожали на 11%, а огурцы на 7,7%. По предварительным оценкам Росстата, новогодняя корзина россиянина в этом году подорожала в среднем на 28% до 5790 руб. То есть праздничная инфляция в два раза выше официальной. По данным опроса Online Market Intelligence, 56,5% россиян считают, что цены перед Новым годом растут быстрее, чем в прошлом году; на 11 п. п. выросло за год число тех, кто проведет праздники дома; 26,1% признают, что на выбор места их празднования повлиял кризис. 63% россиян, опрошенных в ноябре IRG, планировали сократить свой новогодний бюджет.

Между тем обычно перед Рождеством и Новым годом потребительская активность растет. По данным Deloitte, семейные расходы на праздники вырастут в Дании (на 5,2% по сравнению с прошлым годом, до 617 евро), Великобритании (0,68%, до 884 евро), Франции (0,23%, до 577 евро) и Германии (0,87%, до 423 евро). В среднем по Европе расходы, хоть и незначительно (на 0,28%, до 513 евро), сокращаются. Во многом за счет греков (на 8,6%, до 402 евро).

В России, по данным Deloitte, впервые за последние годы планируемые расходы ниже фактически потраченного в прошлом году – на 7% (15 500 против 16 700 руб.). Доля почувствовавших рост своей покупательной способности снизилась с 22 до 12%, а тех, кто понимает, что потратит меньше, увеличилась с 38 до 57%.

Обычно характерная примета подготовки к праздникам – спонтанные покупки. В этом году россиянам будет не до них: респонденты Deloitte намерены относиться к выбору подарков ответственнее – их долго выбирают в интернете, ищут на распродажах, покупают с использованием бонусных баллов.

О перестройке покупательских предпочтений свидетельствуют и социологи. Декабрьские индексы социального самочувствия ВЦИОМа обновляют годовые минимумы: индекс самооценок материального положения упал до уровня 2009 г. («плохим» называет свое положение четверть респондентов), просели индексы социального оптимизма, оценки экономического положения страны и экономической обстановки. Меньше всего снизился уровень удовлетворенности жизнью – такая жизнь становится нормальной.

Пора вспоминать, как мы праздновали Новый год в 1980-е и 1990-е. Отечественное игристое, водка, вареная колбаса и зеленый горошек по-прежнему доступны.