Кампанейщина как метод

Срочный снос торговых павильонов в Москве укладывается в советские традиции

Стремительный снос 97 объектов торговли в Москве напоминает спецоперацию: действо происходило ночью, в нем участвовали 700 единиц техники при поддержке полиции и судебных приставов. Надежды владельцев ларьков и кафе на зарегистрированные права собственности или договоры аренды, судебные решения в свою пользу не оправдались – мэрия обещала снести павильоны, опираясь на свое право сносить во внесудебном порядке самострои, и снесла. На следующее утро государственные СМИ рассказали о поддержке москвичами сноса ларьков, а мэр Сергей Собянин заявил, что снесенные объекты были опасны для москвичей, а бывшим владельцам будет дана возможность построить торговые объекты в других местах и «на законном основании».

Не всегда законные, но решительные действия, призванные поставить вне закона предшествующую практику и сопровождаемые кампанией в СМИ, – вполне привычная стратегия. Примерно так же, пусть и не в одну ночь, в Москве «оптимизировали» школы и больницы, благоустраивали центр, вводили платные парковки. Кампанейщина – важный инструмент проведения в жизнь решений, унаследованный от СССР и вызванный вполне конкретными причинами.

В своей книге «Сталин» историк Олег Хлевнюк отмечает характерный для сталинского управления метод кампаний, компенсировавший недостаток эффективного бюрократического аппарата, способного к длительной работе на законных основаниях. Хлевнюк пишет, что все начиналось с выдвижения центром целей кампании и распределения конкретных заданий. «Затем происходила мобилизация аппарата на выполнение поставленных задач чрезвычайными методами, что предполагало широкое распространение «перегибов». В результате кампания доводилась до уровня кризиса, в высшей точке которого определялись пределы отступления – преодоления «перегибов». Отступление было задачей контркампании, своеобразного выхода из террора». На этом этапе наказывались некоторые козлы отпущения и провозглашались лозунги «восстановления законности».

Можно радоваться, что сегодня кампании проводятся без многочисленных человеческих жертв, а материальный ущерб несравнимо меньший. Но традицию не обманешь – кампании и сегодня эффективный метод управления на всех уровнях. Например, надо поручить переписать закон об НКО – иностранных агентах, чтобы слегка успокоить общественников, или пообещать снизить тарифы на проезд по платной дороге, чтобы продемонстрировать заботу о водителях, – президент поручит и пообещает. И народу не так обидно становится.