Суд как лишняя инстанция

Внесудебное решение вопросов распространяется на все новые сферы

Новая редакция 222-й статьи Гражданского кодекса позволяет органам местного самоуправления без суда признавать те или иные строения самовольными постройками и сносить их. Эта норма, вступившая в силу в сентябре 2015 г., лишь один из примеров, когда законодатели изымают решение споров из ведения суда.

Весной 2013 г. Госдума приняла закон о порядке изъятия и выкупа земельных участков и недвижимости для госнужд на территории новой Москвы. Процедура изъятия земель сократилась с полутора лет до пяти месяцев, решение единолично принимает исполнительная власть, а судебный спор в случае жалобы собственника не останавливает процедуры передачи земель под застройку.

Собственность в России становится все более условной, зависящей от усмотрения исполнительной власти. В апреле 2015 г. вступили в силу новые статьи Земельного кодекса, которые позволяют изымать землю и недвижимость для государственных и муниципальных нужд по решению исполнительной власти. Собственнику остается только оспаривать изъятие и размер предложенной компенсации в суде, отмечает адвокат Роман Бевзенко. Но суд перед принятием решения и вердикт, требующий остановить работу бульдозеров и экскаваторов, имеют разный материальный вес.

Внесудебный порядок расширяется и в других сферах. С 2014 г. граждане и юридические лица не могут обжаловать сразу в суде решения налоговых органов. Сначала они должны обратиться в вышестоящие инстанции ФНС и только после отказа идти в суд, говорит адвокат Дмитрий Костальгин. Еще не принятые поправки в КоАП предлагают расширить право контролирующих органов наказывать предпринимателей за незначительные нарушения без санкции суда. Да и руководство Верховного суда просило законодателей освободить судей от рассмотрения малозначимых дел о нарушениях избирательного права.

Роскомнадзор без суда блокирует сайты за призывы к экстремизму, пропаганду употребления и способов изготовления наркотиков, распространение порнографии с участием несовершеннолетних и информации о самоубийствах. Это делается по представлению Генпрокуратуры, Госнаркоконтроля и Роспотребнадзора. Четвертым в этом списке хочет стать Федеральное агентство по делам национальностей – ему важно без суда блокировать сведения, содержащие «призывы к разжиганию или способствующие эскалации межнациональных или межконфессиональных конфликтов».