Выбор Дмитрия Каменщика

Судебное преследование владельца «Домодедово» для внешнего наблюдателя лишь отражение попытки сменить собственника аэропорта

Об инвестиционный климат в России все столько раз и такими способами вытирали ноги, что вспоминать о нем как-то даже бессмысленно. Как и склонять басманное правосудие. Пугает, что с каждым новым арестом выдвигаемые следователями обвинения все меньше воспринимаются всерьез. Заявления людей в погонах, грозные пресс-релизы на сайте Следственного комитета теряют конкретный смысл, становясь всего лишь означающим, содержание которого считывается на раз: впереди очередной передел собственности. И эти процессы почище кафкианского – Йозеф К. не мог понять, в чем его обвиняют. Российским бизнесменам приходится объясняться в том, что существует только в головах следователей. Правда, в отличие от Йозефа К. у них есть возможность откупиться. Уголовное дело против основного владельца АФК «Система» Владимира Евтушенкова прекратилось, как только «Башнефть» вернулась государству. Логично предположить, что и из дела «Домодедово» состав преступления исчезнет, как только у аэропорта сменится собственник.

Инвесторов в бумаги российских компаний сложно удивить. Стоически они выдержали и задержание Дмитрия Каменщика, владельца «Домодедово» – по итогам 2015 г. второго в России аэропорта. Вчера индекс ММВБ снижался примерно на 1,2% из-за дешевеющей нефти. А бизнесменов – бизнесменов стабильно задерживают раз в год.

Выбор Каменщика очевиден. Созывая пресс-конференцию, чтобы объявить, что сотрудники «Домодедово» не виновны, он знал, что вскоре обвинение будет предъявлено и ему тоже. Он мог уехать за границу, но не сделал этого. «Я посвятил этому [работе в «Домодедово»] 22 года жизни, и для меня вопрос чести – установление истины в суде. Я сам заинтересован довести дело до конца и показать общественности, что ни я, ни сотрудники аэропорта не виновны», – заявил бизнесмен в суде (цитата по «Интерфаксу»).

Выходит, впереди битва за «Домодедово». Но весь этот процесс, в котором следователи, адвокаты и прокуратура будут спорить, кто на самом деле виноват, для внешнего наблюдателя лишь отражение попытки сменить собственника «Домодедово». И споры в социальных сетях будут вестись исключительно о том, чье кун-фу сильнее – Каменщика или незримых атакующих. Происходящие события – точно по Виктору Пелевину – давно стали лишь отражениями, «которые выглядят очень убедительно, потому что отчетливо видны и их можно потрогать, но на самом деле они нереальны, потому что от них ничего не остается, когда на их месте появляются другие. А зеркало, в котором они отражаются, невозможно ни увидеть, ни потрогать, и оно тем не менее единственная реальность».

Дмитрий Каменщик на слушаниях в Басманном суде Москвы