Иранцы одобрили нормализацию отношений с Западом

Жители крупных городов на парламентских выборах поддержали партию президента Роухани

Большинство иранцев одобряют выход страны из изоляции и прекращение противостояния с Западом. Избиратели, почувствовавшие улучшение жизни после отмены санкций, поддержали курс руководства страны на возвращение в мировое сообщество.

В пятницу в Иране прошли выборы в меджлис (парламент) и совет экспертов (сроки полномочий соответственно четыре года и восемь лет). Роль последнего в иранском государстве очень важна: 88 ведущих богословов и правоведов выбирают пожизненного духовного лидера страны (нынешнему – аятолле Али Хаменеи – 76 лет). Пока итоги выборов не подсчитаны, по предварительным результатам, сторонники нынешнего президента Хасана Роухани опережают крайних консерваторов. Наибольшее число голосов из кандидатов в совет экспертов получили представители умеренных: бывший президент Хашеми Рафсанджани и сам Роухани.

В Тегеране представители умеренных и реформаторов получили 29 мест из 30 возможных, они побеждают в крупных городах на выборах в меджлис. Возможно, консерваторы потеряют большинство в меджлисе и правительству прагматиков будет легче принимать ключевые политические и экономические решения.

По мнению востоковеда Алексея Малашенко, налицо поддержка политики нормализации, возвращения страны в мировое сообщество. В 2012 г. во время избирательной кампании Роухани обещал вывести страну из-под «ядерных» санкций. Сейчас обещание выполнено. Иранцы, особенно жители крупных городов, получили подтверждение: их страна больше не изгой, противостоящий всему миру. Многие надеются на улучшение благосостояния благодаря снятию технологических и финансовых запретов и приток иностранных капиталов.

Сразу после достижения соглашения по иранской ядерной программе (летом прошлого года) в Иран зачастили делегации от европейских стран – открывается огромный рынок. В январе 2016 г. США и ЕС начали процесс снятия санкций (он займет пять лет). После этого Роухани в ходе визита во Францию и Италию успел подписать соглашения об инвестициях в экономику Ирана на общую сумму более 30 млрд евро (по данным Reuters и ИРИНН).

Москве следует быть готовой к более серьезной конкуренции на иранском рынке, российским кампаниям придется на равных бороться с западными соперниками. Россия сохранит атомные и военные контракты, но борьба за рынок энергетического оборудования будет напряженной. Есть опасность, что Россия потеряет часть позиций в Иране: в 2014–2015 гг. внешнеторговый оборот сократился с $1,7 млрд до $1,3 млрд. Москва рассчитывает довести его до $10 млрд в ближайшие годы. Торговый оборот между Ираном и Китаем уже достиг $50 млрд.

Кроме того, возрастает вероятность конкуренции между Россией и Ираном за европейский газовый рынок. Ирану принадлежат самые большие в мире запасы газа (33,8 млрд куб. м), которые сейчас мало присутствуют на рынке. ЕС стремится снизить газовую зависимость от России, и Иран может этому содействовать: руководство Ирана дает понять ЕС, что готово поставлять газ по трубопроводам в обход России.