Могут ли в шахтах работать только роботы

При нынешних ценах на уголь закрыть шахты дешевле, но как трудоустроить шахтеров?

Шахты разные. В калийной очень красиво, там легко дышится. В шахтах «Норникеля» на Таймыре поражает масштаб: глубина, огромные своды, поблескивающие прожилки металла. В угольной шахте черным-черно, как на картине Казимира Малевича. Если спускаться под землю только для того, чтобы проехать на метро, сложно представить, как это – работать в шахте всю жизнь и тем более умереть там в абсолютной темноте. На прошлой неделе 26 человек остались заблокированными в шахте после того, как там прогремел взрыв и начался пожар. Уже на выходных после еще трех взрывов МЧС признало, что спасти их не удастся. Спасательные работы приостановлены, но «Воркутауголь» обещает поднять на поверхность тела погибших.

Шахты взрываются в России почти каждый год. Самая страшная авария, когда погибло 110 человек, произошла в 2007 г. на шахте «Ульяновская» «Южкузбассугля». В 2010 г. из-за взрыва на «Распадской» погиб 91 человек. Последняя авария на «Воркутаугле» произошла в феврале 2013 г. – погибло 19 человек. После каждой трагедии разгорается спор. Родственники погибших обвиняют руководство и владельцев шахт в том, что условия оплаты труда (часть зарплаты формируется сдельно) вынуждают шахтеров подкручивать датчики метана или что руководство шахты не останавливает работы, несмотря на рост загазованности. Руководство и владельцы это отрицают. В воскресенье президент «Северстали» Алексей Мордашов заявил, что на «Северной» подкрутить датчики было невозможно. Причиной взрыва стал неконтролируемый природный выброс метана, рапортовал Ростехнадзор.

Подземная добыча угля – один из самых опасных видов горной добычи как раз из-за того, что уголь выделяет метан, который при высокой концентрации взрывается. Несчастных случаев со смертельным исходом при подземной добыче угля с конца XIX в. произошло в 48 раз больше, чем при открытой, говорится в исследовании австралийского Университета Вуллонгонга от 2008 г. В США в среднем каждый год с 2003-го по 2007-й погибало до 30 человек (при добыче угля любым способом), по данным Mine Safety and Health Administration. В 2015 г. погибших было 11, но угольная отрасль в Америке почти умерла.

В Великобритании большинство шахт было закрыто еще в 1980-е гг. (но последняя – в 2015 г.). В США угольную отрасль похоронила сланцевая революция. Цены на уголь на исторических минимумах (тонна коксующегося угля стоит около $80, энергетического – около $50). Если бы не девальвация рубля, при таких ценах встали бы и российские шахты.

Могут ли на глубине работать только роботы, чтобы не оплачивать тонны угля кровью? На некоторых шахтах в Канаде почти все автоматизировано и люди не спускаются ниже определенной отметки. Но проблема снова в рентабельности – техника требует обслуживания. При нынешних ценах на уголь закрыть шахты дешевле. Остановить эту бесконечную череду смертей может только развитие новых технологий: композиты, которые заменят сталь, сократив спрос на нее и коксующийся уголь, введение платы за углерод, которая сделает ненужным энергетический уголь. Правда, еще надо придумать, чем занять шахтеров, для которых в их городах другого заработка практически нет.