Статья опубликована в № 4028 от 04.03.2016 под заголовком: От редакции: Неизбежная защита

Протекционизм в нынешней России неизбежен

Посткрымская ситуация породила целый комплекс мотивов

Протекционизм – политика дорогая и очень ограниченно эффективная. Он может быть полезен как временное субсидирование отдельных местных производств за счет потребителей, с тем чтобы, окрепнув, местные производители могли успешно конкурировать с иностранными. В целом он ведет к удорожанию продукции и снижению ее качества в отсутствие конкуренции. Кроме того, как отмечает в работе «Торговые барьеры и протекционизм» историк Джим Пауэлл, протекционизм «не позволяет людям сводить к минимуму или избегать воздействия негативных последствий неразумной политики собственного государства».

В нынешней России желание протекционизма достигло невиданных масштабов – предлагаются и принимаются меры по прямой и косвенной защите все новых рынков. Две новости последних дней. Медиа-коммуникационный союз предлагает ограничить условия работы в стране иностранных онлайн-кинотеатров. Среди требований – регистрация юридических лиц на территории России и хранение здесь данных пользователей, обеспечение контроля со стороны Роскомнадзора, не менее 30% российского контента. ФАС выступила с предложением о принудительном лицензировании иностранных лекарств (о производстве их российскими компаниями без согласия обладателей патента).

Ограничение работы онлайн-кинотеатров очень похоже на предыдущие инициативы в информационной сфере: ограничения на владение СМИ и агрегаторами новостей для иностранцев, требования хранить в России персональные данные и т. д. В таких случаях отлично работает мотив контроля и безопасности – информация сегодня оружие, контролировать ее должны мы (а в экономическом смысле – наши компании).

Импортозамещение лекарств отчасти в логике антикризисных мер – иностранные становятся слишком дороги, – но есть и косвенный мотив поддержки российского производителя. Ряд бюрократических решений, затрудняющих сертификацию зарубежных лекарств, уже привел к дефициту по отдельным позициям, который с радостью готовы восполнить российские производители аналогов (худшего качества).

«Посткрымская» Россия создает целый комплекс мотивов, которые, соединяясь, делают развитие протекционизма неизбежным. Вопросы контроля информации и импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве провозглашены политически важными с точки зрения безопасности. Кризис и сокращение рентного пирога требуют поддержки приближенных олигархов. И олигархи сами требуют, поскольку ограничение конкурентов позволяет им делить рынок и снимать чужую маржу, продавая товары и услуги худшего качества. Встраивание в тот или иной тренд обещает лоббистам и депутатам карьерные или финансовые блага.