Уход в тень вместо «созидательного разрушения»

Кризис порождает стагнацию и ухудшение качества рынка труда

Министр труда и соцзащиты Максим Топилин на правительственном совещании по вопросам занятости высказал беспокойство из-за увеличения до 300 000 занятых неполное рабочее время. Министр опасается, что многие из них пополнят ряды безработных, численность которых может вырасти еще на 500 000 человек.

По словам Топилина, ситуация лучше, чем в 2009 г., уровень безработицы составляет 5,8% экономически активного населения (семь лет назад было 9,2%), неполная занятость значительно ниже, чем в 2009 г. (1,7 млн человек). По мнению вице-премьера Ольги Голодец, ситуация со скрытой безработицей «очень серьезная» и государству «надо мобилизоваться».

Неполная занятость и безработица действительно растут медленно, но названные министром 300 000 – явно лишь часть проблемы. Численность безработных (4,4 млн) в январе 2016 г. по сравнению с январем 2015 г., по данным Росстата, выросла на 6,2%, или на 261 000 человек. Число занятых в различных режимах неполного рабочего дня (по инициативе администрации, соглашению сторон и в простое) – на 11,5% (120 000 человек) и достигло 1,16 млн. Количество занятых на средних и крупных предприятиях за это же время сократилось более чем на 600 000 человек. Число работников снизилось и в тех отраслях, которые могли выиграть от импортозамещения: сельском хозяйстве (-1,7%), пищевой промышленности (-1%), машиностроении (-5,9%). Прирост числа сотрудников на 2% и более отмечался только в добыче энергоресурсов и производстве нефтепродуктов.

Большинство уволенных ушли на неквалифицированные рабочие места и в теневой сектор, отмечает Владимир Гимпельсон из Высшей школы экономики.

Кризис не стимулирует «созидательное разрушение», а вызывает стагнацию и ухудшение качества рынка труда. Рост безработицы и теневого сектора не могут не беспокоить министра Топилина и вице-премьера Голодец, но они борются с последствиями кризиса, не имея возможности изменить породившие его причины.

У правительства сейчас меньше денег на борьбу с кризисом, чем семь лет назад. Кроме того, прежние методы (выделение средств на переобучение, общественные работы, переселение в трудонедостаточные регионы, деньги на организацию самозанятости) не сработают, считает экономист Наталья Зубаревич. Занимать людей озеленением и покраской домов не получится, а прошедшим профессиональное обучение не всегда удастся найти работу по новой специальности. Для этого нужны достойные зарплаты и возможность создать привлекательные рабочие места, чему препятствуют слабые гарантии собственности и плохой инвестиционный климат – факторы, которые находятся вне компетенции министров социального блока.