Найти «конкретного человека»

Политическое значение ручного управления важнее абстрактной эффективности государства

Владимир Путин не знает, кому позвонить, чтобы спросить за строительство трассы Керчь – Симферополь. На совещании в Крыму он выразил недовольство системой организации работ в республике: «Нужен <...> конкретный человек, который отвечает за весь проект, чтобы мне не нужно было названивать по телефонам по всему правительству либо в субъекты Федерации <...> конкретный должен быть человек, которого можно будет повесить, если он не сделает ничего» (цитата по ТАСС).

Вице-премьер Дмитрий Козак и министр экономического развития Алексей Улюкаев пытались объяснить, что ответственность разделена между крымскими властями, Минтрансом и Минэкономразвития, но у них не очень получилось. После совещания Козак однозначно ответил на вопрос, кто должен быть повешен: тот, кто получил бюджетные средства на решение задачи, т. е. власти региона.

Это история сразу про многое. Например, про то, как важно для Владимира Путина иметь возможность позвонить конкретному человеку. Это особенно заметно во внешней политике – позвонить Обаме, позвонить Меркель (а лучше, чтобы они позвонили). Здесь также заметно неявное наследие сталинского времени, когда внезапный звонок от самого вождя был самым желанным и самым пугающим в жизни событием (и превращался в легенду).

Конечно, это история про административную реформу, которой так хочет либеральное крыло чиновничества. Президент вроде бы обнажил проблему: в нынешнем состоянии межведомственное взаимодействие не работает. Но его требование «конкретного человека» – тоже часть проблемы, это в чистом виде ручное управление и поручение «поверх» административных процессов.

Эти процессы, вероятно, могут быть искажены в специальном случае Крыма. Вообще, передача полномочий заказчика проекта части федеральной программы региональной власти – это нарушение процедуры, установленной правительством, отмечает эксперт по госуправлению Павел Кудюкин. Любопытно, кстати, что ранее президент лично потребовал расширить будущую дорогу с трех до четырех полос. Надеемся, нынешние проблемы с проектировщиком (одну компанию отстранили, и она пытается судиться) не связаны с этим.

И конечно, это история про громкое заявление главы государства, которое сразу же вынужден пояснять один из подчиненных. Подобные громкие заявления нужны для телезрителя, их реальный вес проясняется потом и в переговорах между заинтересованными сторонами.

Демонстрация личного участия президента в решении отдельных местных вопросов, его публичные выговоры нерадивым бюрократам и корыстолюбивым бизнесменам выполняют важнейшую политическую задачу, говорит политолог Николай Петров. Обыватели убеждаются, что глава государства в курсе всех проблем страны и заботится обо всех. По сравнению с агитационным воздействием ручного управления абстрактные для многих понятия общественного блага и административной реформы отходят на второй или даже третий план.