Миссия «Экзомарс» как российская космическая надежда

Попытки отправить свой аппарат к Марсу, к сожалению, неудачны с 1989 года

Российская ракета-носитель «Протон» 14 марта успешно запустила европейский космический аппарат «Экзомарс», на котором также установлены и российские приборы. «Экзомарс» должен достигнуть Марса в октябре. На орбите планеты останется аппарат TGO, который будет заниматься анализом марсианской атмосферы, а на поверхность Марса планируется посадка спускаемого аппарата «Скиапарелли», который является аппаратом-демонстратором. Его главная цель – отработка технологий посадки, поскольку предыдущая попытка Европейского космического агентства (ЕКА) посадить спускаемый аппарат «Бигль» на Марс оказалась в 2003 г. неудачной. Сейчас обсуждается дата запуска второй миссии «Экзомарс», где, как ранее предполагалось, российская сторона не только предоставит ракету, но и будет отвечать за спускаемый аппарат, который должен доставить на поверхность европейский марсоход. Сама миссия «Экзомарс» стала возможна потому, что Россия предоставила ракету «Протон», после того как по бюджетным соображениям от этого отказалось NASA. Важную роль в достижении соглашения с ЕКА сыграл покойный руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин.

Миссия «Марс-экспресс», в состав которой входил «Бигль», тоже была отправлена к Марсу российской ракетой «Союз-ФГ». Спустя два года этой же ракетой с Байконура был запущен европейский аппарат «Венера-экспресс», в создании приборов для которого принимали участие и российские ученые.

Собственно российские попытки отправить свой аппарат к Марсу, к сожалению, неудачны с 1989 г., когда частичным успехом завершилась миссия к спутнику Марса Фобосу. В 1996 и 2011 гг. станции «Марс-96» и «Фобос-грунт» даже не удалось вывести на орбиту к Марсу.

Почти весь постсоветский период по причине упадка финансирования государством науки и промышленности оказался потерянным для отечественной программы исследований планет Солнечной системы и Вселенной. Книга бывшего директора Института геохимии и аналитической химии (институт исследовал, в частности, доставленный советской станцией «Луна-24» лунный грунт) академика Эрика Галимова об этом так и называется – «Замыслы и просчеты. 20 лет бесплодных усилий». Лишь в 2011 г. был запущен действительно ценный для науки радиотелескоп «Спектр-Р», в ближайшие год-два ожидается готовность рентгеновского телескопа «Рентген-РГ» и станции «Луна-25». Хочется надеяться, что успешный запуск «Экзомарса» станет началом полосы успехов России в исследованиях космоса.