Статья опубликована в № 4072 от 12.05.2016 под заголовком: От редакции: Плацкарт навсегда

Плацкарт как стандарт российского потребления

Почему РЖД не будет отказываться от плацкартных вагонов
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Мечте Владимира Якунина не суждено сбыться: новое руководство РЖД решило не отказываться от плацкарта как типа пассажирских перевозок, а только заменить старые модели плацкартных вагонов на более современные. Как объяснил преемник Якунина на посту президента РЖД Олег Белозеров, плацкарт сохранят из-за популярности у пассажиров, которые выбирают его из-за сравнительной дешевизны. На долю плацкарта сегодня приходится около 70% всех пассажирских перевозок.

Для бюджетных путешествий на дальние расстояния альтернативы плацкарту, тариф на который регулируется государством, в России практически нет. Хотя сравнение стоимости ж/д- и авиапутешествия из Москвы во Владивосток надо проводить осторожно: на этом направлении авиатарифы тоже субсидируются. Самый дешевый плацкартный билет – почти семь суток в пути, 9000 км – стоит около 7000 руб., а за 10 500 можно сесть на фирменный поезд и сэкономить сутки. Билет в купейный вагон обойдется в 1,5–2 раза дороже. «Плоский» тариф «Аэрофлота» составляет 10 000 руб., но число таких билетов ограничено, и они быстро раскупаются. После банкротства «Трансаэро» число авиарейсов на Дальний Восток сократилось.

Все равно сложно представить семь суток в плацкарте, и кажется, что авиаторы должны составлять серьезную конкуренцию РЖД за Уралом. Но здесь нельзя не заметить, что пассажиры ездят не только из Москвы. Авиационная связность нашей огромной территории очень низка, местных и межрегиональных рейсов почти не осталось. Другая альтернатива – автобусы – также не может быть массовой из-за дальности, состояния автодорог, состояния рынка перевозок.

Еще один способ быстро преодолевать большие расстояния без плацкарта – скоростные поезда. Для них в России не построена инфраструктура.

Впрочем, Якунин говорил все же о комфорте и хотел пересадить пассажиров в купе. Плацкарт в ХХI в. не имеет права на существование, так как более не соответствует «нашим представлениям о праве личности на безопасность и интимность», объяснял он в интервью «Российской газете» в январе 2015 г. Очевидно, для этого не хватает соответствующего снижения тарифов – купе останется дороже, и сегодня полностью переходить на него политически неверно. Пассажиры терпят и не ропщут, а если построить им новые вагоны вместо старых – и вовсе будут довольны.

Плацкарт как стандарт потребления в России – одна из традиционных ценностей. Техническая эволюция созданного еще 100 лет назад плацкартного вагона – символа поглощения коллективным частного – совпадает с изменением представлений о месте и роли личности в обществе. Дореволюционные аналоги были почти вдвое короче современных и, соответственно, менее вместительными. Большие плацкартные вагоны, на 60 лежачих мест, появились в середине 30-х, а вагоны с форточками вместо глухих окон пошли в серию вскоре после смерти Сталина. Вагоны с улучшенной внутренней планировкой появились при позднем Ельцине, биотуалеты – при раннем Путине. Скоро, вероятно, появится и WiFi – будет почти все, кроме той самой якунинской интимности, иначе – личной свободы.

Читать ещё
Preloader more