Хрупкий горный мир

Одним только достижением перемирия конфликт в Нагорном Карабахе не решается

Конфликт в Нагорном Карабахе после обострения постепенно стихает и возвращается к статус-кво «ни мира, ни войны». Президенты Армении и Азербайджана Серж Саргсян и Ильхам Алиев на встрече в Вене в понедельник договорились о внедрении механизмов ОБСЕ для мониторинга нарушений перемирия и о следующем раунде переговоров.

Переговоры на высшем уровне при посредничестве России, США и Франции в любом случае лучше, чем боевые действия. Участники конфликта осознали, что Москва, Вашингтон и Париж ведут согласованную политику в карабахском вопросе. Проблема в прочности и длительности нынешнего перемирия и возможности более фундаментального компромисса.

Обострение показало, что Баку недоволен нерешенной проблемой азербайджанских территорий, занятых в ходе боевых действий в 1992–1994 гг. Азербайджан, Армения и Нагорный Карабах могли бы подписать мирный договор на основании Мадридских принципов 2007 г., которые предусматривают постепенный вывод армянских подразделений из районов вокруг непризнанной республики и особый статус Лачинского и Кельбаджарского районов, связывающих Карабах с Арменией, отмечает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. Но быстрого достижения соглашения ожидать не следует. Апрельское обострение показало усиление мощи Азербайджана, недоверие между сторонами усилилось. Кроме того, налицо стремление Турции воспользоваться конфликтом и укрепить свое влияние на Кавказе. Сергей Маркедонов из РГГУ отмечает в статье на портале politcom.ru, что власти Армении и Азербайджана испытывают сильное давление сторонников жесткого противостояния. Многие в Ереване и Степанакерте опасаются, что вывод войск из «зоны безопасности» вокруг Нагорного Карабаха повысит угрозу вторжения в непризнанную республику.

Ситуацию могло бы исправить присутствие миротворческих войск ООН, считает Фролов, но это маловероятно. После событий в Крыму и Донбассе Россия утратила статус арбитра, разрешающего конфликты на постсоветском пространстве, кроме того, Москва – официальный военный союзник Еревана. Отправка контингента из других стран вызовет недовольство Кремля. Сейчас, когда активные боевые действия прекратились, России и другим участникам Минской группы следует задуматься, как ускорить достижение долгосрочного решения проблемы. Вероятно, следует использовать иранский фактор как противовес турецкому влиянию.