Чтоб и честно, и предсказуемо

Как праймериз «Единой России» обернулись обычными выборными скандалами

Праймериз «Единой России» должны были продемонстрировать демократизацию и обновление правящей партии. Однако канун праймериз все больше напоминает привычную атмосферу перед выборами в Госдуму или региональные парламенты: отстранение сильных соперников, давление на оппонентов и мобилизация зависимого электората.

На прошедшей неделе снялись «по собственному желанию» депутат Госдумы Александр Хинштейн и бывший губернатор Челябинской области Михаил Юревич. Среди 40 претендентов на отстранение за формальные нарушения или дискредитацию партии депутат Госдумы Елена Николаева и миллиардер Михаил Слипенчук.

СМИ сообщали о визите полицейских в предвыборный штаб депутата Марии Максаковой в Петербурге. Сотрудники МВД искали тираж изданной к праймериз газеты. В СМИ появились сообщения, а в сети – видео- и аудиоролики о совещаниях в региональных и местных администрациях, где чиновники требуют от руководителей бюджетных учреждений высокой явки и «правильных» результатов предварительного голосования.

Методы проведения праймериз дискредитируют идею честного отбора и обещания прозрачности и равенства, данные руководителями партии. Попытка соблюдения демократической процедуры внутри партии административного ресурса все равно заканчивается использованием ресурса.

Нынешние праймериз – не просто внутрипартийная затея, это предвыборный ход, позволяющий начать кампанию до ее официального объявления, считает политолог Александр Кынев. А скандалы – следствие противоречий, с которыми сталкивается авторитарная власть, стремящаяся использовать фасад демократических процедур без их реального наполнения.

Бюрократия пытается провести праймериз так, чтобы они выглядели честными и прозрачными, но оставались предсказуемыми, демонстрировать публичность, но не зависеть от общественного мнения, отмечает политолог Екатерина Шульман. Даже в случаях, когда ставка невысока, власти пытаются обеспечить победу, как они ее понимают. В 2014 г., когда возникла вероятность, что места в декоративной Общественной палате могут занять независимые представители гражданского общества, были организованы голосование силовиков и накрутка результатов в интернете.

На местах понимают, что без принуждения избирателей показать их высокий интерес не получится, и поэтому намерены прибегнуть к мобилизации бюджетников и «мотивированному приводу» (читай – подкупу). Наказание отдельных чиновников, требующих высокой явки, останется борьбой с «перегибами на местах» и вряд ли коснется крупных фигур. Главные причины снятия кандидатов далеки от официальных, это попытка избежать конкуренции между различными региональными группировками, говорит Кынев, что противоречит принципу классических праймериз.