Статья опубликована в № 4080 от 24.05.2016 под заголовком: От редакции: Праймериз Калашникова

Проверка административного ресурса

Праймериз «Единой России» стали переписью мобилизуемого электората и тестом работоспособности губернаторов

Итак, масштабные, претендующие на всеобщий охват избирателей предварительные выборы кандидатов от партии «Единая Россия» прошли. Избиратели, наблюдатели и кандидаты увидели привычную (по выборам) игру без правил с каруселями, вбросами и недопуском наблюдателей. В принципе, это нормально – почему суверенная демократия «вовне» должна отличаться от суверенной демократии «внутрь»? Как умеем, так и выбираем.

В США с их двухпартийной системой привлечение беспартийных кандидатов на предварительные выборы призвано включить перспективных и узнаваемых игроков в имеющиеся партии и отвлечь от новых проектов. Официальная цель отечественных праймериз совпадает с зарубежным аналогом. Их участникам обещали, что победа или хороший результат гарантируют участие в будущих выборах по партспискам или в одномандатных округах. Руководство партии обещало «искреннюю и честную» борьбу, открытую и прозрачную процедуру голосования и подсчета голосов. Но очевидно, что это избыточная цель и избыточные обещания – узкий круг партий и кандидатов, которые пройдут в Думу, определяется исполнительной властью, а новые партийные проекты имеют смысл, только если они инициированы из Кремля.

Честность выбора, конечно, может быть желанным мотивом – вдруг внутри имитационной демократии удастся модулировать конкуренцию и повысить качество партийного человеческого капитала? Но реальной системы стимулов для этого нет.

Впрочем, у кампании есть и прагматичные результаты. Во-первых, «Единая Россия» замерила лояльный электорат вместе с мобилизационными возможностями: по данным руководства партии, в них участвовало 10,4 млн человек, или 9,5% избирателей.

Во-вторых, как полагает политолог Григорий Голосов в колонке на Slon.ru, технологической целью праймериз для Кремля было привлечение губернаторов к реальной работе на выборах. В отличие от выборов 2011 г., где регионам спускали списки кандидатов сверху, сейчас им дали выставить своих кандидатов по спискам и по одномандатным округам и показать их электоральный потенциал (равно свой мобилизационный ресурс).

Победители предвыборов имеют преимущество на будущих выборах, но место в Думе им не гарантировано. Федеральные и региональные списки, а также кандидатов по округам будет утверждать июньский съезд «Единой России». Тем не менее по итогам праймериз Кремль может «засечь» как перспективных кандидатов, так и перспективные административные ресурсы.