Время лезть в бутылку

Как Россия и российские болельщики пугают Европу

Должно быть, не всякий представляет себе, что за грозное это оружие – бутылка. На заре спартаковской фанатской группировки, в конце 1970-х гг., употребление бутылки в драке считалось, как бы это сказать, неспортивным поведением – хотя, конечно, бывало всякое.

Теперь, судя по реакции соцсетей на действия российских болельщиков во Франции, неспортивная активность не слишком осуждается. Кто-то пишет, что драка болельщиков – обычное дело (что еще делать расстроенным пьяным болельщикам-то!) и не стоит как-то специально их осуждать; а кто-то даже и гордится тем, как достойно представили страну драчуны. (А в скобках, подтекстом, – раз сборная не смогла представить страну достойно.)

Ни тех ни других поддержать не могу – хотя в моей собственной болельщицкой биографии драк хоть отбавляй. И больше того скажу – в мечтательных беседах спартаковских болельщиков советского времени то и дело обсуждалась такая тема: что было бы, если б мы могли поехать на матч какого-нибудь европейского кубка в Англию, к тамошним дебоширам, – достойно бы мы выглядели? И общий ответ был: конечно, достойно, вломили бы им!

Подростковые мечты вломить всему миру как-то у нас сейчас торжествуют, иногда даже кажется, что это касается не только околофутбольных дел. Ну а на футбольном примере, показалось вдруг мне, записные комментаторы – вольно или невольно – строят эдакую атакующую схему схватки с Европой.

Сейчас мы вроде как сидим в обороне, держим рубежи (хотя покажите мне, кто атакует?). Но вот поглядите на наши как бы учения: всего-то полтораста крепких русских ребят, вооруженных бутылками, гонят толерантных европейских болельщиков и полицейских и те отступают.

Эдакая демонстрация силы – вроде бессмысленного (на мой личный взгляд!) пуляния с Каспийского моря «Калибром» по овечьим кошарам в неведомой сирийской глубинке.

Европы, видимо, должны смекнуть: если тренировочный поход крепких бутилированных русских ребят так дорого обходится, стоит ли ввязываться в какое бы то ни было противостояние с Россией? Поджилки европейские не трясутся, а?

Должно быть, рассуждения эти не имеют никакой почвы; но мне все-таки не дает покоя общественный азарт, опять аналогии мерещатся. Состязания умов как-то не получается – пусть будет грубая сила, что ли.

Хорошее предисловие к Петербургскому международному экономическому форуму, не правда ли?