Технологический разрыв

Разговоры о международной интеграции и передовых технологиях бессмысленны без обсуждения реформ

На Петербургском экономическом форуме – 2016 главными были темы российских реформ, международной интеграции и новых технологий. Многие российские чиновники с большим энтузиазмом воспринимают каждую из этих тем в отдельности. Проблема, однако, в том, что они не хотят видеть связей между ними.

Основные противоречия заметны по линиям «реформы и технологии», «интеграция и технологии».

Тема реформ одобрена на высшем уровне, вошла в риторику президента и с радостью поддерживается подчиненными. Новый совет по приоритетным проектам (в таком виде, похоже, реализована идея Германа Грефа о «проектном офисе»), новая гуманизация законодательства, планы административной реформы – все это уже успокаивает. К тому же и нефть стоит $50, и какая-то стабилизация на дне экономики наступила. Это позволяет чиновникам говорить, что Россия на пороге роста, что реформы успешно идут, что страна переориентируется на развитие человеческого капитала и инноваций и что в общем экономика уже почти структурно перестроилась сама собой.

Эмоции Петербургского экономического форума

Здесь есть явное непонимание того, как работает инновационная экономика и каким должно быть общество, в котором она развивается. А оно не может не быть открытым, в очередной раз на пальцах объяснил участникам сессии «Технологии – пропуск в завтра. Изменись или умри» известный историк российской и советской науки, профессор MIT Лорен Грэхэм. Для модернизации общества недостаточно начать административную реформу и создать институты поддержки инноваций.

Второе противоречие показывает, как мешает старое геополитическое мышление, продемонстрированное и Владимиром Путиным на пленарном заседании, и его подчиненными на панельных сессиях. Эти люди могут с увлечением говорить о технологиях блокчейн и 3D-печати, но легко перескакивают на тему противостояния политических блоков, как только речь заходит о глобализации или интеграционных союзах. Сейчас мы договоримся с Китаем, создадим Евразийское партнерство, которое будет гораздо лучше Транстихоокеанского, а США не возьмем, потому что они имеют привычку «помыкать» экономическими агентами.

На самом деле новые технологии, основанные на горизонтальной кооперации, ведут к глобализации на микроуровне практически без учета мнения государства. Геополитическое надувание щек тут ничем не поможет – скорее наоборот.